Владимир Владимирович Познером ассоциируется у меня с детством. Первый телемост с Филом Донахью Ленинград — Сиэтл в 1985 году, телемост Ленинград — Бостон в 1986 году, и встреча советских и американских журналистов в 1987 году вспоминаются восторженными разговорами взрослых, пересказами и обсуждениями. Для меня, тогда ребенка, телемост с Америкой вне понимания, но имя Познера запечатлелось в мозгу чуть ли не национальным героем, а сам Владимир Владимирович, по-моему, мнению умнейший человек эпохи.
И мне почему-то захотелось перечитать Познера.
Его обзор на путешествие по Италии "Их Италия-путешествие по сапогу".
Вообще, весь цикл путешествий В. Познера и И. Урганта состоит из нескольких книг:
- Тур де Франс
- Германская головоломка
- Их Италия
- Есть также "Одноэтажная Америка" - немного особняком, но об этом в другой раз.
Но, вернёмся все же к "Их Италии".
Познер прекрасный обозреватель. Именно поэтому, на небольшом объёме страниц он сумел передать эмоцию от посещения Италии. Восторг, неописуемый восторг автора передаётся читателю. Звонница Джотто на Соборной площади:
"Я вышел на Соборную площадь и остолбенел."
Помните, Стендаль молчал три дня после посещения Соборной площади, в прямом смысле лишился дара речи! Звонница Джотто-обман зрения неслыханной красоты. Чем выше уходит она в небо, тем более огромными кажутся окна. Гениальный Джотто создал то, чего до сих пор не повторил не один архитектор.
А купол Домского собора великого Брунеллески? Согласно всем законам физики он не может и не должен держаться!
Собор Святого Петра в Ватикане, Помпеи, Форум, творения Микеланджело. Баптистерий Святого Иоанна-здесь крестили Данте и весь род Медичи.
Познер просто погружает в эту атмосферу необыкновенного чуда, даёт прикоснуться к вековому сокровищу.
В книге есть небольшая справка о великих итальянцах:
Лукино Висконти, Галилео Галилей, Джакомо Казонова, Христофор Колумб, Макиавелли, Амедео Модильяни, Федерико Фелоини.
Изюминка книги-интервью Владимира Владимировича с современными выдающимися итальянцами: Албано, невероятно капризная Моника Белуччи, переносившая встречу 5(!)раз, мощнейшим тенор Андреа Бочелли, гений эрудиции Тонио Гуэрра, непревзойдённый Франко Дзефирелли и многие другие.
При всем восхищении этими талантливейшими людьми, Познер весьма посредственно характеризует итальянцев.
Какие же они, итальянцы?
"Вот лишь некоторые из них: они шумные, нервные, пройдошистые, ленивые, безалаберные, веселые, жизнерадостные, страстные, вороватые, необязательные, не пунктуальные, модные, трусоватые, сластолюбивые. Итальянки хороши собою, они модницы, гламурные, крикливые, темпераментные. Всё это отчасти предрассудки, отчасти и правда, но на самом деле не добавляет ничего к подлинному пониманию того, кто такие итальянцы и почему они именно такие."
Нелицеприятная характеристика, не правда ли? Но В. Познер призывает сделать скидку на все эти качества, ведь в лоне своей семьи, в отношении с родственниками, близкими друзьями — итальянцы совершенно другие. Семья в понимании итальянца-это главное. И здесь проявляется полная самоотверженность и серьёзность.
А все эти вышеперечисленные качества, вызвавшие, наверняка недоумение-это уже приобретённые веками навыки.
Италия, как никакое другое государство, всегда привлекало завоевателей. И не одну эпоху находилось под гнётом, как под лоскутным одеялом:
"Этруски – в Тоскане и Умбрии; греки – на юге страны; римляне, завоевавшие весь «сапог» и властвовавшие там пять веков... Но вот под ударами варваров развалилась, казалось бы, вечная Римская империя, и пошло-поехало: на север хлынули германские племена, на юг – средиземноморские; последних вытеснила Византия, которая удерживала юг страны около пятисот лет; в IX веке Сицилию захватили сарацины, а в XI веке их оттуда выгнали норманны, вслед за которыми, веком позже, пришли арагонезцы."
При всем этом, итальянцы никогда не были воинствующими-они приспосабливались жить в условиях постоянной оккупации.
"Они выработали те внешние черты, которые в этом случае необходимы (и за которые, замечу, их все любят): приветливость, обходительность, дружелюбие, улыбчивость, услужливость."
И по мнению автора, все эти качества умело маскируют хитрость и умение выживать во враждебных условиях. Так что, двойные итальянские стандарты: всецело отдавать себя семье и полное недоверие к существующей власти-прямо таки визитная карточка итальянца.
"Во внешнем мире, среди царящего там хаоса и общественного беспорядка, они часто ощущают необходимость применения хитростей подпольных борцов, действующих на оккупированной территории. Любая официальная и легальная власть считается ими враждебной до того момента, пока не будет доказано, что она дружественна или безвредна: если ее нельзя игнорировать, тогда следует ее нейтрализовать либо, в случае необходимости, обмануть".
Такие они, итальянцы...
Характер закладывается веками, память предков неустанно напоминает о себе.
Дорогие друзья, если вы грезите Италией, но имеете возможности увидеть ее воочию, прочтите "Их Италию"- вы получите огромное удовольствие от чтения и полюбите эту страну ещё больше.