Найти тему
Fedor Sergeev

Из тьмы веков.

Узунларский вал является наиболее крупным из всех сооружений, возводившихся когда-либо на территории Крыма. Вопрос о времени его сооружения нельзя считать окончательно решенным, но большинство исследователей относит его к середине IV в. до н.э. Вал и ров пересекают Керченский полуостров по грядам господствующих возвышенностей между Казантипским заливом и Узунларским озером. Отдельные отрезки в центральной и северной частях проходят по равнинным участкам.

Верхняя схема (по А.А. Масленникову, 1998): I — Ак-Монайский вал; II — Узунларский вал; III — Тиритакский вал; IV — Акташский вал; V — Чокракский вал; VI — Элькенский вал.
Нижняя схема (по Е.А. Катюшину, 1998):
I — ров «незаконнорожденных потомков скифских рабов»; II — хребет Узун-Сырт; III — хребет Биюк-Янышар; IV — Асандров вал; V — Акташский вал; VI — Узунларский вал; VII — Элькенский вал; VIII — Чокракский вал; IX — Тиритакский вал.
Верхняя схема (по А.А. Масленникову, 1998): I — Ак-Монайский вал; II — Узунларский вал; III — Тиритакский вал; IV — Акташский вал; V — Чокракский вал; VI — Элькенский вал. Нижняя схема (по Е.А. Катюшину, 1998): I — ров «незаконнорожденных потомков скифских рабов»; II — хребет Узун-Сырт; III — хребет Биюк-Янышар; IV — Асандров вал; V — Акташский вал; VI — Узунларский вал; VII — Элькенский вал; VIII — Чокракский вал; IX — Тиритакский вал.

Современный вид вала
Современный вид вала

Длина вала определяется по-разному — от 32 до 40 км. При средней суммарной ширине вала и рва 35 — 40 м общая площадь памятника составляет более 1330000 — 1500000 кв.м. (без учета площади памятников примыкающих к нему и входящих в его инфраструктуру. Современная высота вала составляет в разных участках от 0,5 до 3 метров, при ширине до 40 метров.

1. Земляной (иногда с каменным ядром) вал.

2. Ров.

3. Укрепленные поселения (крепости).

4. Сторожевые башни.

5. Проходы и дороги.

Изначально в сооружении предусматривались проезды, через которые проходили основные дороги к побережью Керченского пролива.

-3

Особенностью рва, во второй половине I века до н.э., было широкое применение сигнально-сторожевых башен, которые располагались через 2,5 км друг от друга, позади вала. В начале II века н.э. на Узунларском валу были дополнительно укреплены участки прохождения главной дороги. Позже было построено поселение-крепость Ново-Николаевское городище – городок Савроматий.

В IV веке н.э., после Второй боспорско-херсонесской войны вал был вновь обновлен.
Во время Великой Отечественной войны Узунларский вал служил оборонительным рубежом советских войск.

Археологические исследования Узунларского вала началось во время строительства Северо-Крымского канала. В ходе работ были обнаружены некоторые артефакты, определившие датировку вала. Найдены обломки светлоглиняных амфор, фрагменты лепных горшков, обломки терракотовых статуэток, медная пряжка, два медных кованых гвоздя с круглой шляпкой, часть железного гвоздя, два медных рыболовных крючка, боспорские монеты I века до н.э.

При строительстве трассы Таврида в зоне отчуждения были проведены исследования, в ходе которых важных находок не было выявлено.