Узунларский вал является наиболее крупным из всех сооружений, возводившихся когда-либо на территории Крыма. Вопрос о времени его сооружения нельзя считать окончательно решенным, но большинство исследователей относит его к середине IV в. до н.э. Вал и ров пересекают Керченский полуостров по грядам господствующих возвышенностей между Казантипским заливом и Узунларским озером. Отдельные отрезки в центральной и северной частях проходят по равнинным участкам.
Длина вала определяется по-разному — от 32 до 40 км. При средней суммарной ширине вала и рва 35 — 40 м общая площадь памятника составляет более 1330000 — 1500000 кв.м. (без учета площади памятников примыкающих к нему и входящих в его инфраструктуру. Современная высота вала составляет в разных участках от 0,5 до 3 метров, при ширине до 40 метров.
1. Земляной (иногда с каменным ядром) вал.
2. Ров.
3. Укрепленные поселения (крепости).
4. Сторожевые башни.
5. Проходы и дороги.
Изначально в сооружении предусматривались проезды, через которые проходили основные дороги к побережью Керченского пролива.
Особенностью рва, во второй половине I века до н.э., было широкое применение сигнально-сторожевых башен, которые располагались через 2,5 км друг от друга, позади вала. В начале II века н.э. на Узунларском валу были дополнительно укреплены участки прохождения главной дороги. Позже было построено поселение-крепость Ново-Николаевское городище – городок Савроматий.
В IV веке н.э., после Второй боспорско-херсонесской войны вал был вновь обновлен.
Во время Великой Отечественной войны Узунларский вал служил оборонительным рубежом советских войск.
Археологические исследования Узунларского вала началось во время строительства Северо-Крымского канала. В ходе работ были обнаружены некоторые артефакты, определившие датировку вала. Найдены обломки светлоглиняных амфор, фрагменты лепных горшков, обломки терракотовых статуэток, медная пряжка, два медных кованых гвоздя с круглой шляпкой, часть железного гвоздя, два медных рыболовных крючка, боспорские монеты I века до н.э.
При строительстве трассы Таврида в зоне отчуждения были проведены исследования, в ходе которых важных находок не было выявлено.