Одинаково опасны две категории граждан: пофигисты из секты «Неверующих в COVID» и паникеры, доходящие до призывов сжигать зараженных
Прошло менее трех недель с момента выявления первых зараженных коронавирусом в странах Центральной Азии. Ко 2 апреля число заболевших превысило 700 человек: в Казахстане – 402 (26 вылечились, 3 скончались), в Кыргызстане – 116 (5 вылечились), в Узбекистане – 187 (12 вылечились, 2 скончались), в Таджикистане и Туркменистане еще не выявлены. Вирус, который стал угрозой №1 для всего мира, превратился в страшную реальность и для стран Центральной Азии, которые, несмотря на соседство с Китаем, на несколько месяцев смогли избежать проникновение болезни. Однако, пришедшая с Европы и Ближнего Востока угроза пандемии заставила страны региона предпринять беспрецедентные до этого года действия, которые должны остановить распространение коронавируса.
КИТАЙСКИЙ ПРОТОКОЛ
Для борьбы с COVID-19 на основе опыта различных стран были разработаны два основных подхода, которые условно можно назвать «мягким» и «жестким». Первый из них подразумевает применение мер, которые носят рекомендательный характер и не ведут к полному закрытию на карантин общественной жизни. Этой стратегии придерживаются до сих пор Беларусь и ряд стран с небольшим количеством зараженных или их отсутствием.
Сторонники данного подхода считают нынешнюю пандемию во многом преувеличенной угрозой, а высокая вероятность наступления экономического кризиса из-за введения карантина, по их мнению, является слишком большой платой за жесткие меры.
Выработка иммунитета против коронавируса естественным путем, то есть через «переболение» населением этим вирусом, является главным инструментом в рамках этого подхода.
До недавнего времени «мягкой» стратегии придерживались страны Европы и Россия, однако катастрофическая ситуация, которая сложилась к концу февраля и в марте в Италии, Испании, Франции и других европейских странах, заставила в авральном режиме изучить опыт Китая, откуда коронавирус распространился по всему миру, но где с помощью жестких и решительных мер смогли практически уже обуздать пандемию.
Центрально-азиатские республики после выявления первых зараженных также стали экстренно внедрять «китайский протокол», так как, во-первых, он уже показал свою эффективность в условиях пандемии, а, во-вторых, для более авторитарных систем ЦА полное закрытие на карантин является в какой-то мере и полезной мерой, позволяя на некоторое время совершенно законно остановить протестные настроения и различные демарши оппозиции.
В том же Китае это позволило прекратить (возможно, временно) многомиллионные протесты в Гонконге, которые до COVID-19 были главной головной болью для Пекина. Но, в любом случае, у правительств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана не было иных вариантов для борьбы с вирусом – печальный опыт тех же Италии и Испании показывает, что игнорирование решительных (пусть при этом недемократических и жестких) мер может привести к катастрофическим последствиям.
Какие конкретно меры предприняли правительства стран Центральной Азии? Рассмотрим их на примерах Казахстана и Кыргызстана.
КАРАНТИН И КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС
В Казахстане о первых выявленных случаях заражения официально было объявлено 13 марта, ими стали граждане РК, приехавшие из Европы. Поэтому в период с 16 марта по 15 апреля в Казахстане ввели режим чрезвычайного положения.
С 19 марта в Алматы и Нур-Султане был введен карантин, который подразумевал ограничение въезда и выезда. С 28 марта карантинные меры ужесточаются: граждане могут выходить из дома только в случае необходимости: за продуктами, в аптеку и на работу (и то по специальному разрешению).
Помимо Алматы и Нур-Султана, карантин был введен в Караганде, Акмолинской области, Актобе и Актюбинской области, а также Атырау. Ограничительные меры были введены в Жамбылской области. Закрыты все развлекательные заведения, школы и университеты переведены на карантин, отменены практически все общественные мероприятия, ограничено движение общественного транспорта, установлены блокпосты на въезде и выезде в населенные пункты.
В Кыргызстане о первых заразившихся было объявлено 18 марта, ими стали вернувшиеся из Саудовской Аравии граждане КР. Поэтому 21 марта был установлен режим чрезвычайной ситуации, однако выявление новых заразившихся заставило правительство пойти на более радикальные меры. С 25 марта до 15 апреля было введено чрезвычайное положение в Бишкеке и районах, где выявлены зараженные. Было полностью отменено движение общественного транспорта (в том числе, и служб такси), на въезде в Бишкек и населенные пункты, где были выявлены зараженные, установлены блокпосты, сотрудники частных и государственных организаций переведены на режим удаленной работы или отпущены домой, закрыты все торговые центры и магазины, кроме продуктовых.
Кроме того, был введен комендантский час с 20:00 до 7:00 – в это время категорически запрещается выходить из дома. Передвижения днем также были ограничены, а именно запрещается все, кроме:
приобретения продовольственных товаров в магазинах, лекарств и медицинских изделий в аптеках в радиусе более 1.5 км от места проживания согласно регистрации, включая временную;
выгула домашних животных в радиусе более 100 метров от места проживания согласно регистрации. При этом прогулка должна длиться не более 30 минут;
В свою очередь, полностью запрещено:
посещение родственников, друзей, соседей, проведение торжеств и т.д.;
собираться группами больше трех человек, кроме людей из одной семьи;
передвижение несовершеннолетних лиц без сопровождения взрослых.
РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: МАЛО ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МНОГО ЛЕГКОМЫСЛИЯ
Несмотря на предпринятые меры, в обеих странах количество зараженных увеличивается почти каждый день. Главной причиной распространения вируса, как представляется, является несерьезное отношение населения к мерам противодействия коронавирусу.
Да, государственным органам не удалось предотвратить проникновение вируса в страну. Необходимы были более решительные действия для приезжающих, особенно из стран Европейского Союза и возвращающихся с хаджа из Саудовской Аравии. Однако, именно несоблюдение элементарных правил гигиены и требований по карантину способствовали быстрому распространению коронавируса.
Более того, известны вопиющие случаи легкомысленности заразившихся и находящихся в группе риска людей, которые не переставали контактировать с другими. Например, в Казахстане, несмотря на все предупреждения, разные заразившиеся успевали поучаствовать в тоях, празднествах, обрядах сватовства и т.д. В Кыргызстане известны случаи, когда вернувшиеся из-за границы граждане обманывали врачей и сотрудников правоохранительных органов, чтобы не оказаться в обсервации. Более того, многие из них успели провести праздничные мероприятия по случаю своего возращения на родину и побывать в гостях.
Несмотря на введение комендантского часа, с 25 марта в Кыргызстане было задержано в ночное время суток более 1000 человек, были зарегистрированы случаи неподчинения и сопротивления сотрудникам МВД.
ОТ «ПОФИГИЗМА» ДО ПРИЗЫВОВ «СЖИГАТЬ»
Одновременно, можно наблюдать и рост агрессии по отношению к заболевшим и прибывшим из других стран. Паника, страх перед риском заразиться, злость на необходимость соблюдения карантина и комендантского часа привели к проявлению актов насилия и попыток наказать зараженных и находящихся под подозрением.
Например, в одном из сел Иссык-Кульской области Кыргызской Республики неизвестные разбили окна здания обсервации, где лежали люди с подозрением на коронавирус.
На следующий день жители села вышли на акцию протеста против размещения лагеря для зараженных коронавирусом, после переговоров с администрацией района этот лагерь пришлось закрыть.
В Казахстане в социальных сетях можно прочитать нелицеприятные высказывания и угрозы в адрес заразившихся. Жительница Алматы, первая в Казахстане признавшая наличие у себя коронавируса, столкнулась с волной ненависти и угрозами.
Подобная же ситуация наблюдается и в России, где также раздаются угрозы в адрес заболевших – вплоть до призывов сжигать их или хотя бы посадить в тюрьму.
Еще в феврале широко стал известен случай на/в Украине, где в поселке Новые Санжары автобусы с гражданами Украины, вывезенными из китайского Уханя, забросали камнями местные жители.
Кроме того, в Кыргызстане сейчас наблюдается рост исламофобии, так как основной очаг COVID-19 – от приехавших с хаджа из Саудовской Аравии и принимавших участие в миссионерстве («даавате») в Индии и Пакистане мусульман.
Их оппоненты требуют установить строгий надзор за мусульманами, выезжающими заграницу, указывают, что в стране мечетей больше, чем школ и больниц.
Сами мусульмане в свое оправдание пишут, что коронавирус сейчас это общемировая проблема, эта болезнь разносится вне зависимости от идеологических и религиозных взглядов.
В общем, страх и паника перед опасностью заразиться ведут к расколу в обществе, разделяя его на оптимистов и паникеров, верующих и атеистов, соблюдающих требования властей и правила карантина и «пофигистов». И такая ситуация, скорее всего, наблюдается сейчас по всей планете.
ПРИВЫКАНИЕ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Есть за что покритиковать и власть, во всяком случае, в Кыргызстане. Предпринятые меры, конечно, беспрецедентны по своему масштабу и, безусловно, необходимы, но, как обычно происходит у нас, не всегда продуманы и эффективны.
Например, из-за запрета на передвижение граждан и общественного транспорта, многие люди, которым необходимы специальные лекарства (для диабетиков или «сердечников»), сейчас находятся в затруднительном положении, а государство не может помочь им в этой ситуации.
Имеются проблемы у поставщиков продуктов, так как не всегда получается у них обзавестись специальным пропуском для передвижения.
Медики не были полностью обеспечены защитными средствами, хотя об угрозе пандемии было известно еще в январе.
К счастью, имеются не только плохие новости. Государственные органы и общество постепенно учатся жить в условиях карантина. Так, на блокпостах вокруг Бишкека у проверяющих уже имеются защитные костюмы, хотя в начале введения режимов ЧС и ЧП у них были только маски, установлены палатки для отдыха и биотуалеты.
Врачам обещано повышение зарплат, предоставлено необходимое им оборудование и тесты на выявление вируса (в том числе, и за счет международной помощи). Практически все делающие покупки в магазинах надевают маски и имеют санитайзеры.
Люди в соцсетях и мессенджерах делятся полезными советами по самостоятельному пошиву масок и как уберечься от заражения. В крупных городах (Нур-Султане, Алматы, Бишкеке) появились волонтеры, которые на добровольной основе развозят продукты и лекарства нуждающимся, проводят дезинфекцию, наблюдают за порядком.
В Кыргызстане был создан Народный штаб «Биз Барбыз» («Мы есть»). Люди вносят деньги в фонд борьбы с вирусом.
Таким образом, население самоорганизуется, что очевидно является огромным плюсом для борьбы с коронавирусной инфекцией. Только совместными усилиями можно будет остановить эту главную на сегодня угрозу для человечества.
Алибек ТУСУПБЕКОВ
https://kazvedomosti.kz/article/lyudi-v-epohu-koronavirusa-ot-razgildyajstva-do-fashizma/