Найти тему
Слово у Бога

Кем является Иисус на самом деле? Сыном, Святым Духом или Самим Богом?

Оглавление

О Святой троице

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде понять кто же на самом деле Отец, Сын и Святой Дух? Если Отец Бог, то кто же Сын? Ведь всякий сын рожденный от своего отца есть по природе то же, что и отец. Так, рожденное от лошади есть лошадь, рожденное от овцы есть овца, рожденное от человека есть человек, а рожденное от Бога есть Бог. Ведь не может же сын, рожденный от человека быть скажем сыном коня - жеребцом, не может, потому что он сын человеческий. Так и рожденный предвечно от Бога Отца Христос есть Сын своего Отца, имеющий с Ним единую природу. И вот, Сын Божий Иисус Христос сойдя с величайших Своих небес, родился от Марии Девы в определенное время и воспринял от нее человеческую (Адама) природу, став по природе еще и человеком - Сыном Человеческим. Воистину Церковью исповедуется великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. (1 Тим. 3,16)

Так же и Святой Дух, исходящий от Бога Отца, будучи Его Духом, во всем единосущен Отцу и имеет Его природу. Итак, Сын Божий рождаясь от Отца имеет природу Отца, так же и Святой Дух исходя от Отца имеет ту же природу Отца. Поэтому, Отец Сын и Святой Дух имеют одну единую Божественную природу, которая происходит от Отца, ибо Отец есть причина всего (Ин. 10,29; Ин. 14,28) Таким образом, единый по существу Бог созерцается в Трех Лицах Святой Троицы: в Отце, Сыне и Святом Духе. Все лица Святой Троицы познаются по Своим личным и уникальным свойствам, которые не могут сообщаться друг другу и принадлежат конкретному лицу: Отец рождает и изводит, Сын рождается, а Святой Дух исходит. Только эти внутри ипостасные отношения лиц Святой Троицы являются для Них определяющими и нет больше никаких иных отличий между Ними.

Отец является причиной всего - рождения Сына и исхождения Святого Духа (Ин. 10,29), Отец открывает в равной и полной мере Свою природу всем лицам Святой Троицы, и как единосущный Сыну и Святому Духу Он во всем равен Им . Все лица (ипостаси) Святой Троицы неотделимы друг от друга и имею тесное единение, находясь как бы одно в другом, но не сливаются воедино. Они имеют единую природную волю и действия, причиной которых является Отец.

Хотя Святой Дух есть "собственный" Дух так же Сына, как и Отца, ибо Сам Сын сказал: "И все Мое Твое, и Твое Мое..." (Ин. 17,10) Он (Святой Дух) все же имеет опосредованное отношение с Сыном - только через Отца (Ин. 16,13-16) .

Формы бытия - нерожденность, рождение, и исхождение никак не могут быть причиной возникновения природных различий между лицами Святой Троицы. Ибо Отец назван в Писании "больше всех" только как причина всего, но как единосущный Сыну и Святому Духу он равен Им во всем. Так же как и у человека, различные формы бытия: сотворение из земли Адама, и от его ребра Евы, а так же рождение Сифа не возвышают и не унижают их природных особенностей, и не делают их отличными друг от друга по природе людьми.

Апостол Иоанн ясно свидетельствует о Слове как о Боге, говоря: "...и Слово было Бог" (Ин.1,1) Так же он говорит о слове как об Одном из Лиц Святой Троицы: "...и Слово было у Бога..." (Ин.1,1) И что Оно (Слово) было в начале или [началом] всего: "В начале было Слово..." (Ин.1,1; 1,3; Откр.1,8) И о том, что Слово, которое было Бог, и через Которое все начало быть, стало в определенное время плотью, и жило среди людей, и люди видели славу Его (Ин. 1,14) Апостол так же свидетельствует, что Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Иисус Христос и есть Это Самое Слово, что именно Он явил Бога, Которого не видел никто и никогда (Ин 1,17-18)

Бога воплощение

Итак, Бог Слово Иисус Христос, будучи вторым лицом Святой Троицы воплотился, став еще и человеком, но ни в коем случае нельзя полагать, что человек Иисус Христос стал еще и Богом. Ведь Сын Божий как второе лицо Святой Троицы - и не человек но истинный Бог. Ибо Сын Божий Иисус Христос, по существу истинный Бог, стал еще и Сыном Человеческим, а сыны человеческие по существу, рожденные в Адаме, через Христа станут сынами Божьими только по благодати. Потому что рожденному прежде от земли (в Адаме) человеку совершенно невозможно стать по существу Богом. А предвечно рожденному от Отца по существу Богу возможно стать по существу человеком, ибо Богу все возможно.

Так же, принимая во внимание различие лиц Святой Троицы, нельзя сказать, что в воплощении Бога Слова сколько нибудь участвовал Отец и Святой Дух, если только Своей единой Божественной волей, ибо не Отец стал человеком и не Святой Дух, но Сын Божий, будучи по существу истинным Богом стал еще и истинным человеком, во всем подобным нам кроме греха. Именно в Сыне Божьем соединились две природы - человеческая и Божественная:

  • не слившись друг с другом в одну Богочеловеческую природу, так, что от этого все люди стали одной Божественной природы с Отцом и Святым Духом.
  • не разделив Сына на две личности, на двух Христов: Сына Божьего и Сына Человеческого
  • не изменив при этом самих природ так, что человечество стало сколько нибудь Божеством и Божество стало сколько нибудь человечеством.
  • навечно соединившись во Христе так, что Сын Божий Иисус Христос, никогда не перестанет быть Сыном Человеческим.

Так же Иисус Христос, будучи воплотившимся Богом, соединив в Себе две природы, имеет и два рождения:

  • Первое рождение от Отца без матери, предвечное и непостижимое (Пс. 109,3)
  • Второе рождение от Матери Марии без Отца совершившееся в определенное время (Лк. 2,7;2,11)

Видевший Сына видел и Отца

Бога не видел никто и никогда, Единородный Сын в лоне Отчем, Он явил [Единого Бога] (Ин. 1,18). Поэтому ни Отца, ни святого Духа никто и никогда не видел и видеть не может кроме Сына Божьего Иисуса Христа, который имеет единую с Отцом Божественную сущность (Ин. 6,46) Апостол Филипп просил Иисуса Христа показать им Отца, на что Господь сказал ему:

столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14,8-11)

Сын рождаясь предвечно от Отца, пребывает неразрывно и неотделимо в Отце, и Отец пребывает в Нем. Таким образом, при Бога воплощении именно в Сыне были явлены Отец и Святой Дух. Имеющие очи и уши увидели и услышали В Иисусе Христе Единого Бога. Ибо всякий верующий что Отец пребывает в Сыне и что Сын пребывает в Отце, видя и слыша Сына видит и слышит Отца и зная Сына знает и Отца. Неверующие же века сего, ни голоса Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели, и не имеют в себе прибывающим слово Его, потому что не веруют Сыну Божьему, которого послал Отец (Ин. 5,37-38)

Недопустимо изображать Отца и Святого Духа. Потому что Сын явил Бога, и только в Нем мы можем по своей вере видеть лицо Отца и Святого Духа, и не в ком более. В деяниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Стр.21-23 сказано, что изображение Господа Саваофа (то есть Отца) с бородой седой, и Единородного Сына во чреве Его, и голубя между ними, очень нелепо и не прилично.

Ибо кто видел Отца по Божеству, ведь Отец не имеет плоти и Сын не во плоти родился от Отца прежде века, если и Давид пророк говорит: «Из чрева прежде денницы родих Тя» ведь то рождение не плотское, но неизреченное и непостижимое. Поэтому Саваофа, который есть Божество, и то предвечное рождение единородного Сына от Отца подобает нам знать только умом, а изображать [это непостижимое рождение] отнюдь не подобает и невозможно. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется с еврейского языка как Господь сил: вот Господь сил есть Святая Троица, Отец и Сын и Святой Дух. Тем неменее если и Даниил пророк говорит: ибо видел ветхого днями, сидящего на судилище. И то не об Отце разумеется, но о Сыне, Который будет во Второе Его Пришествие судить всякий народ страшным судом (Дан. 7,13-14).И Святой Дух не является по существу голубем, но существом Он есть Бог. А Бога же никто и никогда не видел, так и Иоанн Богослов Евангелист свидетельствует (Ин. 1,18), ведь если в Иордане при святом Крещении Христове, явился Святой Дух в виде голубя, то из-за этого только на том месте подобает и писать Святого Духа в виде голубя. А на ином месте имеющие разум, не изобразят Святого Духа в голубином виде. Потому что на Фаворской горе как облако Он явился а иногда являлся и иначе. Тем же Московским Собором было осуждено такое писание икон, где изображается Саваоф который из уст дышит во чрево Пресвятой Богородице: "Еще же пишут на иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Который из уст дышит, и то дыхание идет во чрево Пресвятой Богородице:

и кто то видел, или какое Святое Писание об этом свидетельствует? И откуда это взяли; явно, что таков обычай, и иное подобное, от некоторых суемудрых, или больше сказать буемудрых и безумных, однако принимается. Поэтому повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание (икон) да перестанет. Только в Апокалипсисе Святого Иоанна по нужде описывается и Отец в седине, ради тамошних видений".

На иконе Андрея Рублева Святая Троица изображена как бы через призму образа Христа. И хотя мы не находим видимого надписания Его имени над всеми тремя Ангелами, обозначающими Святую Троицу, все же понятно, что Три Лица святой Троицы имеющие тесное единение и находясь как бы одно в другом, созерцаются нами в одном лице Сына Божьего Иисуса Христа. Ибо Троицу право верующему человеку возможно увидеть только во Христе.

Итак, Иисус Христос явился всем нам Сыном Божьим, вместившим в Себя все Божество и все человечество. В Нем мы созерцаем Единого Бога, видим и Отца и Святого Духа, и истинного совершенного человека по образу и подобию Которого, в результате будут совершены все истинные люди (Быт 1,26).