Найти в Дзене
Оружейникофф

Кто такие «вовчики» и «юрчики» в Таджикистане, за кого воевал спецназ ГРУ?

Оглавление

События в Таджикистане после развала СССР были наиболее кровавыми и жестокими. Гражданская война, развернувшаяся на фоне развала экономики и обнищанию населения, в основном закончилась в 1997 году, когда при помощи России и ООН все же удалось примерить стороны. Хотя противостояние не закончилось до сих пор, хотя и не носит открытого характера.

Что делили в Таджикистане?

А делили, как и везде – власть и деньги. Таджикистан разделился на два лагеря – по кланам: Ленинабадский и Кулябский (проправительственные регионы), и кланы из Гарма и Бадахшана, которых называли «оппозицией», на самом деле это исламисты, боевики, которые выступали против светской модели республики. И, соответственно, на тех, кто за светский строй, и тех, кто за исламизацию. Впрочем, в Таджикистане важна именно клановость.

Как все начиналось

Исламисты начали кучковаться в Таджикской ССР еще в 70-х годах, и одним из деятелей, возглавлявших пока еще малочисленные группы фундаменталистов, был Саид Нури. Власти контролировали деятельность исламистов, однако Нури все же арестовали в 1986 году, впрочем, уже в начале 1988 года он вышел на свободу.

В 1990 году в Таджикской ССР, на фоне ослабления центральной власти, была создана Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), и хотя власти вяло сопротивлялись, но в 1991 году партию официально разрешили.

А 24 ноября 1991 года в республике прошли первые выборы президента, где 61-ти летний Рахмон Набиев победил оппозиционного кандидата – Худоназарова. Набиев имел поддержку Ленинабадского клана, на тот момент влиятельного в республике, Худоназарова поддержали кланы Гарма и Бадахшана.

И понеслись митинги, беспорядки, постепенно переросшие в Гражданскую войну. Правительство Таджикистана не обладало достаточными силами, чтобы противостоять исламским фундаменталистам, у которых была сильная религиозная мотивация. В результате в Душанбе начались погромы и резня, причем грабили, насиловали и убивали прежде всего русских и представителей других «не таджикских» национальностей.

Объясняется это просто – во-первых, русские ассоциировались с прежней властью, которая притесняла религию. Во-вторых, у русских было чем поживится, ведь это были прежде всего специалисты, интеллигенция, хорошо зарабатывающая при СССР. Наконец, русские не подпадали под защиту ни одного клана, а Россия забыла про них, не справляясь со своими внутренними проблемами.

Впрочем, пострадали и таджики – представители власти, коммунисты. Тогда и прицепилось к исламистам прозвище – «вовчики», то есть – ваххабиты.

Роль спецназа ГРУ и 201-й мотострелковой дивизии

Все изменилось после того, как в Таджикистане образовался Народный Фронт Таджикистана, который возглавил бывший уголовник Сангак Сафаров, проведший за решеткой около 23 лет.

Сангак Сафаров
Сангак Сафаров

Тем не менее, Сафаров обладал большими организаторскими способностями и умом. Сафаров смог объединить бывших силовиков – милиционеров и сотрудников КГБ, плюс на помощь пришла 15-я бригада ГРУ, которая после развала СССР перешла в подчинение независимому Узбекистану.

Именно силовики и спецназ ГРУ и стали костяком Народного фронта, не только участвуя в разгроме «вовчиков», но еще и обучая таджикских бойцов военному делу. Таким образом, из-за наличия чекистов в рядах проправительственных сил, их стали называть «юрчиками» - в честь Юрия Андропова, бывшего главы КГБ.

Кроме того, в уничтожении «вовчиков» участвовала и 201-й мотострелковой дивизии ВС РФ, и только благодаря этому к власти пришел Рахмонов, и в республике воцарился мир.

Сафаров воевал не долго – 29 марта 1993 года он погиб при странных обстоятельствах, причем это совпало с продвижением во власть Рахмонова. Видимо, бывалый сиделец, сумевший выжить в советских тюрьмах 23 года, чего-то не учел в политических играх, которые грязнее и жестче отношений в уголовном мире.

Сегодня в Таджикистане противостояние «юрчиков» и «вовчиков» сохраняется, хотя до широких боестолкновений дело не доходит.

Рахмонов и Нури
Рахмонов и Нури

Что касается Эмомали Рахмонова, которому пропаганда приписывает роль «миротворца», то выхода у него нет. При победе исламистов его участь одна – смерть, при приходе к власти демократов (что в современном Таджикистане невозможно), то тюремный срок. Остается только держаться у власти и лавировать между кланами и группировками.

Поддержать канал!

Друзья! Буду рад лайку и подписке!