Mark V запущенный в производство в конце 1917 г., британский танк Mark V <<самец>> представлял собой значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущими моделями, особенно с Mark I, вошедшим в историю своим участием в битве на Сомме в 1916 г. Служебная карьера Mark V растянулась на межвоенный период.
Новая модификация Mk V существенно отличалась от своих предшественников как внутренне, так и внешне. На ней установили четырёхскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый двигатель «Рикардо». Отныне машиной управлял один человек — удалось избавиться от бортовых коробок передач. Отличительным внешним признаком Mk V стали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам танка. Радиатор устанавливался в одном блоке с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме установили ещё один пулемёт. Первые Mk V начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было создано 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».
Боевые машины Mk IV и Mk V — основные английские танки I мировой войны. Несмотря на множество недостатков, они успешно участвовали во многих сражениях и широко использовались в армиях других стран: 77 машин англичане передали французам 1 ноября 1918 года, несколько экземпляров были и в армии США. Трофейные Mk IV были в кайзеровской армии, а Mk V — в войсках интервентов и «Белой гвардии» в России. Некоторые из них были захвачены Красной Армией и названы «Рикардо», по отлитому на блоке цилиндров двигателя названию фирмы-изготовителя силового агрегата (использовались до 1930 года). После I мировой войны только танки Mk V и Mk V* состояли на вооружении британской армии. Также танки были в армиях Польши, Японии, Латвии, Эстонии (до начала Второй мировой). Имеются сведения об участии танка в обороне Берлина.
Mark V был первым в мире танком, для управления которым требовался один человек. Благодаря планетарной коробке передач Вильсона исчезла необходимость во втором водителе. Пулемётчик сидел в передней части танка, справа от водителя.
Бревно для самовытаскивания
Похожее на железнодорожную шпалу, бревно для самовытаскивания, возившееся на корме Mark V, крепилось к надстройке цепями. Бревно помогало танку выбираться при застревании в грязи.
Броня
Броневая защита танка Mark V варьировалась от 6 до 14 мм и обеспечивала защиту от стрелкового оружия. Однако танк оставался уязвимым для снарядов германской артилерии и миномётов.
Двигатель
Единственный карбюраторный двигатель Ricardo мощностью 150 л.с. позволял развивать большую скорость, чем более старый Mark IV. Это был первый танковый двигатель специальной разработки.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размеры
1. Длина: 8,5 м
2. Ширина: 4,11 м
3. Высота: 2,64 м
Масса 29,5 т
Двигатель
6-цилиндровый карбюраторный Ricardo мощностью 150 л.с.
Скорость 7,4 км/ч
Вооружения
Пушки: две 6-фунтовые (57-мм) QF
Пулемёты: четыре 7,7-мм Hotchkiss
Броня 6-14 мм
Запас хода 72 км
Экипаж 8 чел.
Как вам статья? Напишите в комментариях, что исправить, добавить.