В нашей привычной жизни тень — что-то почти незамечаемое нами. Мы часто не видим собственную тень, а тени деревьев, животных, пролетающих птиц смутно промелькивают в нашем сознании. Пожалуй, именно фотографы, останавливая моменты, сделали тени достаточно значимыми элементами изображения. В живописи тени были только повторением персонажей, в фотографии они сами сделались персонажами.
В поисках света, создающего снимок, фотографы провели под ярким солнцем тысячи часов. И тени — темные, насыщенные, создающие контраст со светлыми частями изображения — стали особенно выделяться на снимках, действовать на наши глаза почти так же сильно, как и осязаемые физические объекты.
Какую роль может играть тень на снимке?
- Она повторяет контуры предмета или человека, и этот повтор, как рифма в стихотворении, любопытен нашему глазу
- Увеличенная во много раз, она становится больше создавшего ее объекта, обретает свое особое значение, привлекает к себе внимание
- В тени, снятой отдельно от объекта, мы узнаем сам предмет или живое существо, породившее тень. Наше воображение одушевляет тень, тень одушевляет фотографию
- Тень может обрамлять фотографию, придавая цветам особую насыщенность
- Тень является фоном или подчеркивает светлые значимые части изображения
- Она создает причудливые узоры, радующие глаз
- Глубокие тени придают драматизм снимку
- В портретной фотографии чередование света и тени делает лицо более выразительным
Интересно, что именно недостатки камеры сделали возможным для нас открытие тени. Фотоаппарат, в отличие от человеческого глаза, не может одинаково успешно «разглядеть» детали в тенях и в светах. Чтобы хорошо проработать ярко освещенные участки изображения, фотограф часто жертвует тенями, оставляет их очень темными, почти черными.
Есть фотографы, которым особенно важен цвет — и мы почти не увидим у них глубоких теней. Это фотографы природы, стремящиеся передать естественность красок жизни (Кристофер Беркетт, Чарльз Крамер).
Тени не становятся значимым элементом тогда, когда ситуация сама по себе психологически интересна, когда есть важный человеческий сюжет (жанровая, социальная фотография).
Внимание к тени как к значимой части изображения сильно проявилось у современных фотографов, обращающихся к фотографии повседневных вещей, замечающих поэзию улиц (Гарри Груйер, Алекс Уэбб, Георгий Пинхасов, Анзор Бухарский, Трент Парк и др.). Их привлекает форма, они любят контрастные изображения.
Еще несколько замечательных фотографий с тенями: