Найти тему
Дарья Велижанина

Как тень стала персонажем фотографии

Андре Кертес
Андре Кертес

В нашей привычной жизни тень — что-то почти незамечаемое нами. Мы часто не видим собственную тень, а тени деревьев, животных, пролетающих птиц смутно промелькивают в нашем сознании. Пожалуй, именно фотографы, останавливая моменты, сделали тени достаточно значимыми элементами изображения. В живописи тени были только повторением персонажей, в фотографии они сами сделались персонажами.

Гарри Груйер
Гарри Груйер

В поисках света, создающего снимок, фотографы провели под ярким солнцем тысячи часов. И тени — темные, насыщенные, создающие контраст со светлыми частями изображения — стали особенно выделяться на снимках, действовать на наши глаза почти так же сильно, как и осязаемые физические объекты.

Бруно Барби
Бруно Барби

Какую роль может играть тень на снимке?

  • Она повторяет контуры предмета или человека, и этот повтор, как рифма в стихотворении, любопытен нашему глазу
Бруно Барби
Бруно Барби

  • Увеличенная во много раз, она становится больше создавшего ее объекта, обретает свое особое значение, привлекает к себе внимание
Александр Петросян
Александр Петросян

  • В тени, снятой отдельно от объекта, мы узнаем сам предмет или живое существо, породившее тень. Наше воображение одушевляет тень, тень одушевляет фотографию
Анзор Бухарский
Анзор Бухарский

  • Тень может обрамлять фотографию, придавая цветам особую насыщенность
Гарри Груйер
Гарри Груйер

  • Тень является фоном или подчеркивает светлые значимые части изображения
Трент Парк
Трент Парк

  • Она создает причудливые узоры, радующие глаз
Георгий Пинхасов
Георгий Пинхасов

  • Глубокие тени придают драматизм снимку
Эрнст Хаас
Эрнст Хаас

  • В портретной фотографии чередование света и тени делает лицо более выразительным
  Юсуф Карш. Портрет Аарона Копленда
Юсуф Карш. Портрет Аарона Копленда

Интересно, что именно недостатки камеры сделали возможным для нас открытие тени. Фотоаппарат, в отличие от человеческого глаза, не может одинаково успешно «разглядеть» детали в тенях и в светах. Чтобы хорошо проработать ярко освещенные участки изображения, фотограф часто жертвует тенями, оставляет их очень темными, почти черными.

Есть фотографы, которым особенно важен цвет — и мы почти не увидим у них глубоких теней. Это фотографы природы, стремящиеся передать естественность красок жизни (Кристофер Беркетт, Чарльз Крамер).

Тени не становятся значимым элементом тогда, когда ситуация сама по себе психологически интересна, когда есть важный человеческий сюжет (жанровая, социальная фотография).

Внимание к тени как к значимой части изображения сильно проявилось у современных фотографов, обращающихся к фотографии повседневных вещей, замечающих поэзию улиц (Гарри Груйер, Алекс Уэбб, Георгий Пинхасов, Анзор Бухарский, Трент Парк и др.). Их привлекает форма, они любят контрастные изображения.

Еще несколько замечательных фотографий с тенями:

Владимир Антощенков
Владимир Антощенков

Никос Экономопулос
Никос Экономопулос

Ирвин Пенн. Портрет Пабло Пикассо
Ирвин Пенн. Портрет Пабло Пикассо

Алекс Уэбб
Алекс Уэбб

Чема Мадоз
Чема Мадоз