Человек, воспитанный в двойственных, ограниченных представлениях о себе, мире, и кажущейся расщепленности всего сущего, часто настолько оторван от естественного состояния покоя и любви, что ему приходится идти долгим витиеватым, тернистым путём ошибок, мучительного поиска себя, не всегда верного направления исследования. В конце этого поиска, ум приходит к пониманию того, что цель всегда была настолько близко, и более того - он сам всегда был и ищущим и этой целью, а так же многочисленными препятствиями ума, в лице:
Концепций правильности- неправильности, многочисленных представлений, суждений о том, о чём невозможно сказать ни слова, так как источник всего сущего пребывает причиной всех слов и мыслей и присутствует до них . Сам ОН при этом одновременно пронизывает и составлет всё что есть, и одновременно находится в стороне от любой мысли, ощущения и действия, не затронутым свидетелем своего естественного проявления, в лице всего живого. Но прежде чем человек осознает, а главное - почувствует, кем он в действительности является, успокоится и начнёт жить из истинного состояния, - ему нередко приходится проходить разные стадии поиска. На этих условных стадиях, мы как "отдельные личности" вынужденны столкнуться с внутренними противоречиями, связанными с тем, что степень самоограниченности(вовлеченности в иллюзии) на каждом уровне своя:
переживаются разные отождествления с мыслями, эмоциями, состояниями;
духовные ограничивающие представления разных людей и традиций; противоборство подходов к состоянию пробужденности в многочисленных религиозных традициях и сектах.
Эта статья была написана спонтанно, и вдохновлена она общением с людьми - как бы пребывающими на разных стадиях поиска истины, а так же многочисленными одинаковыми вопросами на сатсангах, которые возникают уже тысячи лет. Если вы узнаете свою стадию практики, читая текст ниже, эта статья поможет вам избежать трудностей в переходе на более тонкий уровень восприятия и достижения конечной цели, потому что на разных ступенях познания, часто существуют противоречащие друг другу утверждения и наставления:
Например иногда вы можете услышать что усилия в практике необходимы, и это единственное существенное условие, а иногда вы читаете беседу с мудрецом и он говорит вам о тщетности любых потугов понять то, что находится за пределами слов и усилий. Таких примеров оказывается очень много, и чтобы внести ясность и понимание ниже приведены основные стадии практики осознания Реальности и они очень подробно описаны для углубления понимания.
Первая стадия поиска названа "неведение". Она проявляется в детстве, когда вы вдруг подходите к зеркалу и осознаете свою кажущуюся отдельность и уникальность. Вам кажется что всё вокруг непонятно, и существует только для вас: вы как центр вселенной (позже вы понимаете, что в этом есть доля истины), вы ещё не знаете многих понятий, цветов, всех программ соотношения тройственности понятий "Я - объект - взаимодействие" . Многие на всю жизнь замораживаются в этой стадии до самой смерти тела. Уже в детстве, после внушения любому ребёнку идеи о том что он "человек", "родился", "умрёт", - его ум начинает впитывать и генерировать страхи и желания,ведь он не бесконечен в этой форме и значит нужно желать наслаждения и не желать страдания. Ему снятся кошмары из-за гиперактивного бесконтрольного мышления перед сном, и он полагает что с помощью удовлетворения желаний (игрушка, сладость, итд.) он сможет наконец найти удовлетворение . Большинство людей до конца жизни остаются на примитивной стадии поиска счастья во внешних объектах, бесконечном страдании от экзистенциальной боли, и исполнения желаний - как иллюзорном избавлении от постоянного фона кризисов.
На этой стадии самое важное - РАССКАЗАТЬ ребёнку или взрослому, что он не один, и все люди проходят через одни и те же эмоции, мысли и отождествления. Необходимо передать, в чём смысл поиска Бога, ЧТО на самом деле он ищет и КОГО, объяснить непостоянство всего в мире, и дать понять что никакое обладание объектом, так же не принесёт постоянного чувства удовлетворения. Первый уровень понимания, ждёт рассказа о том что всё есть бог, и чтобы это понять - необходимо осознать кармическое утверждение "что посеешь, то и пожнешь". Человек должен уяснить многочисленным повторением и примерами, что то, что он сам делает для другого - совершенно равнозначно тому, что возращается ему(говори правду, не воруй, будь добрым и мягким с людьми и животными, не поддерживать насилие в любых формах). Необходима полная перезапись негативных программ мышления(страх, гнев, насилие, жадность, похоть) на позитивные(доброта, Спокойствие, прощение, принятие, любовь) через понимание того, что всё что есть внутри человека, он транслирует наружу, как кармические ситуации происходящие с ним из-за этой запрограммированности. Пока осознанность пребывает в стадии зачаточности, человеку важно читать нравственную литературу, фильмы, закладывать фундамент справедливости, непривязанности, простой радости жизни и доброты. Ребёнка или человека на этой ступени необходимо невовлеченно и любя подтолкнуть к следующей ступени - активному поиску, увидя что он окончательно запутан в отождествлении с блуждающими непостоянными мыслями.
Следующая стадия названа здесь стадией осознанного усилия. Она начинается тогда, когда ты уже настолько утомился от страданий, вызванных внешним поиском удовлетворения, что тебе ничего не остаётся как начать настоящий поиск. Здесь происходит первое знакомство с "духовным миром", йогой, эзотерикой, шаманизмом. Человек начинает бегать от одной практики к другой, в надежде того что одна из них принесёт спасение. В ум продолжают записывать одну поверх другой - программы поведения, догмы о правильности-неправильности, нравственные противоречащие друг другу убеждения (секс - воздержание, аскеза - неограниченность, йога - тантра итд). Из помогающих и одновременно мешающих качеств на этой стадии можно отметить упорство : человек хочет спастись и готов предпринимать усилия даже там, где они не помогут помочь (например настолько импульсивная практика йоги, что ищущий получает травму, или получает бэд трип(передозировку или неверное использование психотропных веществ)). Это происходит потому что субъект очень хочет счастья, но все ещё обманут морковкой "плодов практик", которая видоизменяется и пророчит освобождение "только в данной традиции". Практикующие из разных сект, организаций спорят друг с другом, доказывают правоту только "своей веры" , всячески нивелируют проявления и практики иных традиций, чем то в чём они в данный момент, причём религиозные или эзотерические организации после быстрого очарования или разочарования могут быстро меняться(так же как неопытные любовники перебирают разных партнёров, вместо того чтобы развиваться в одних отношениях). На этой ступени мелькают все эзотерические, оккультные секты и традиции: Рейки, Таро, Агни йога, ченелинг и другие. Хотя стоит отметить что большинство эзотерических практик на этой стадии привносят позитивные программы, заменяя ими бывшие привычные негативные паттерны мышления эмоций и поведения), тем самым приближая субъекта к прямому пути. Однако не смотря на все положительные качества этих маленьких течений, человек продолжает воспринимать себя отдельным, оторванным от мира. Он тратит кучу денег на "гуру" этих традиций, нереально возвысивших планку цены за их "посвящения", "благословения", "помощь". Безусловно на высших стадиях практики мы приходим к пониманию, что на нашем пути неизбежно необходимо ВСЁ, что на нем имело место быть: каждая практика, каждый "гуру", внесли вклад в "моё" пробуждение. Итак, перепробовав различные практики и методы, мы по-прежнему раздвоенны, недовольны и разочарованны, и это естественно, потому что перебирать, рассматривать украшения в ювелирном магазине, это не то же самое, что владеть хотя бы одним. И это осознание обычно приводит нас на следующую ступень.
Вдоволь "наевшись винегрета" из множества традиций мы либо разочаровываемся, возвращаясь на предыдущую ступень неведения(забывания смысла поиска), либо переходим в уме на уровень "садху" - человек, однонаправленно устремленный и терпеливо практикующий в одной духовной традиции(дзогчен, випассана, мистическое христианство и другие) либо идущий внетрадиционным путём недвойственности, суфизма, адвайты или дзен. Ум такого человека уже более медленный и спокойный, благодаря устремленной, структурированной практике сосредоточения, медитации, спонтанных сатори (проблесков естественного состояния). На данном этапе, как раз вредно слишком много читать, изучать другие традиции, так как в них часто присутствуют противоречащие друг другу утверждения и практики. Важно продолжать постоянное стремление к безмолвию, к направленному внутрь вниманию и пониманию того, что ни в каких словах, даже священных текстах, самой истины нет, однако они на неё указывают и непосредственно направляют к активным действиям и пониманию. Практикуя чаще всего в уединении, ученик уже не отвлекается на "пестрящие безделушки на прилавках духовного фастфуда", но больше начинает ценить тишину, сонастроенных с ним людей и чувствование энергии, состояния сознания и тела. Появляются первые переживания истины, однако старые сомнения и негативные тенденции мышления и эмоций иногда отвлекают. Хотя на этой стадии, садху уже тяжело заблудиться, потому что ищущий ум уже бывал за своими пределами. Здесь важно чаще пребывать в духовных обществах единомышленников для совместной практики и обменом опытом, и не стоит перебарщивать с изнуряющими аскезами(йога) или наоборот ударяться в погоню за удовольствиями(бхогу), потому что поиск уже происходит не снаружи, а внутри ума практикующего, и он все больше и больше начинает это понимать, получив внутренние переживания благодаря искренней практике. Можно остановиться немного и понять, что большая часть пути пройдена и теперь лишние усилия и нагромождение духовной информацией наоборот становится помехой. Здесь вам сообщают: "остановись и познай - ты есть живой Бог, и всё вокруг не отдельно от тебя". Становятся понятны фразы "я не тело", "всё едино", и садху начинает понимать что истина не в усложненной многуровневой практике, а в простой радостной жизни. Ведь если всё едино, то не о чем беспокоиться, жизнь сама прекрасно знает как за собой ухаживать. Однако на более ранних хаотичных стадиях эти размышления и понимания только запутают и родят в без того беспокойном уме миллион пожирающих внимание вопросов. Одни из многих примеров дзен рассуждений (коанов) на тему единства:
"До просветления я видел, что горы это горы, потом я почувствовал что горы - это совсем не горы, а после пробуждения я понял, что горы - это снова горы"
"до просветления коли дрова, после просветления коли дрова"
"просветления нет, потому что нет того кто его испытывает". На следующую ступень, практикующего Бога может привести остановка поиска, так как поиск на высших стадиях осознается как высшая иллюзия, когда более грубые омрачения такие как гнев, обиды, гордыня, похоть, жадность уже превзойдены. И достигнуто полное интеллектуальное единство с миром, подкрепленное многократными внетелесными опытами. Далее следует уже заключительная стадия растворения последних крючков ума в едином непроявленном источнике.
Ступень "Я есть, меня нет" - можно смело назвать последней, если вместе с пониманием присутствует частое или постоянное интуитивное прозрение своей недвойственной естественной природы. Я есть - это сам сок жизни, ведь без присутствия познающего невозможен никакой опыт и факт познания. Меня нет - значит что нету индивидуальности, а есть только само присутствие, создающее иллюзию разных тел глаз и других органов чувств.
"Ищущий есть искомое" - эта фраза для того кто узнал себя, отражает иллюзорность продолжения поиска на этом уровне понимания. "иллюзорное я" вдруг понимает что оно лишь тень единого Я. Безмолвное неописуемое пространство, по своей природе, рождает и забирает обратно все формы, при этом остаётся сияющей основой присутствия. "я есть, меня нет" - эта фраза может запутывать ищущего на предыдущей стадии ума, так как человек всё ещё одурманен заблуждением касательно себя. Всё ещё есть иллюзия достижения "чего то непонятного" "кем то неопределенным". На протяжении многих веков Бог(сознание) был и бородатым мужиком в белой рясе, и фракталом, и словом и делом :)
Однако вдруг ты понимаешь - Бог это я сам и всё вокруг. ЧТО ТУТ ДОБАВИТЬ, чего искать и добиваться?
Другими словами: вы можете испытать сотню различных переживаний, но истина это их причина. Она всегда за пределами.
После прозрения, мы поняли что простая радостная жизнь это всё что нужно, понимание что Я - НИЧТО из того, что можно описать, ведёт к любви, ведь нету грани, где Я, а где не Я. Пустотность ума, нежелание себя как то называть, ясность, чувство благодарности, любовь и безличностная сострадательность ко всему живому и свобода от мышления - вот что характеризует тебя, когда ты обнаружил что Ты есть всё, и Всё есть Ты.