Найти тему

Конфликты. Часть 1. Отличительные черты конфликтов.

Серия статей «Конфликты» посвящена подробному описанию конфликта, участникам конфликта и стратегиям поведения в конфликтных ситуациях с психологической точки зрения.

Думаю, ни для кого не секрет, что у многих слово «конфликт» вызывает не только неприятные ощущения, но и рисует в нашем воображении нелицеприятные картинки из жизни. Наше обыденное представление о конфликте - это то, чего стоит избегать. Ведь, конфликтная ситуация, как правило, ассоциируется с враждебностью, непониманием, обидами и даже слезами.

Но что, если мы представим себе, что конфликт можно привести к обоюдному согласию двух сторон? Если противоречия могут быть разрешимы в конструктивном ключе и даже поспособствуют развитию отношений? И можно не убегать от конфликта, а научится управлять им?

Понимая причины возникновения конфликта и особенности поведения участников, можно научится не только существенно снижать негативные последствия конфликтной ситуации, но и найти новые функциональные способы ее урегулирования.

В интернете можно найти множество определений понятия «конфликт», и все их будет объединять наличие противоречий или разногласий при взаимодействии людей.

«Конфликт» происходит от латинского слова «conflictus» и переводится как столкновение. В психологии конфликт определяется как противоборство между субъектами (человек или группа), вызванное трудноразрешимыми и субъективно значимыми противоречиями, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями. Конфликтное противоборство начинается только тогда, когда эти противоречия либо воспринимаются как угроза для субъекта, либо реально являются таковыми.

Конфликт по своей сути разделяется на межличностный и внутриличностный. В случае межличностного конфликта отсутствует согласие между двумя и более сторонами. При внутриличностном конфликте присутствует противоречие между социальными установками и ценностями индивида.

Что же отличает конфликт от другого взаимодействия между людьми? Существует три характерные черты конфликта:

1. Участники конфликта (оппоненты) переживают сильные отрицательные эмоции и значительный стресс. Обе противоборствующие стороны воспринимают конфликт как негативное явление, связанное с переживаниями, разочарованиями и потерями. Поэтому у конфликта такая высокая психологическая цена.

2. Эмоциональная составляющая конфликта сильно затягивает, поэтому из него так трудно выйти. Цели и мотивы конфликта становятся главными для участников, вытесняя все остальное. При этом теряется критичность по отношению к значимости победы.

3. Обычно, участники конфликта уверены в том, что они проявляют изобретательность, когда разрабатывают хитроумные планы воздействия на своего противника. Но увы, это не так. Конфликтующие стороны действуют, как правило, по одним и тем же схемам, используя одни и те же стратегии и тактики конфликтного противоборства. Причем, действуют они в строго определенной последовательности. Это обусловлено тем, что у участников конфликта доминируют негативные психические состояния, например, сильный стресс. Что, в свою очередь, снижает интеллектуальные и творческие способности, приводя поведение индивида к стереотипному.

Несмотря на это, конфликты имеют не только деструктивные (негативные), но и конструктивные (положительные) последствия.

Последствия конфликта можно считать деструктивными или дисфункциональными, если:

- они препятствуют эффективному принятию решений,

- складываются длительные непродуктивные отношения между людьми,

- представление об оппоненте складывается исключительно как о враге, его позиция считается отрицательной, а своя – единственно верной и положительной,

- происходит частичное или полное прекращение взаимодействия с оппонентом,

- победа в конфликте считается важнее решения возникшей проблемы,

- возникают негативные чувства (обида, злость) и плохое настроение.

О функциональных или конструктивных последствиях конфликта можно говорить, если:

- они способствуют развитию взаимоотношений между людьми,

- стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов,

- выявлены и четко сформулированы причины сложностей между оппонентами,

- найдены пути решения проблемы таким образом, что это устраивает обе стороны конфликта,

- улучшаются отношения между субъектами,

- развивается скорость реакции для принятия новых решений,

- уходит страх открыто высказывать собственное мнение, отличное от мнения другого,

- происходит экологичная (с использованием Я-посланий) разрядка эмоционального напряжения,

- наличие разногласий более не рассматривается как зло, приводящее к негативным последствиям.

При возникновении конфликта, важно всегда помнить, что главной причиной, чаще всего, являются личные побуждения субъекта, которые он сам может не осознавать или намеренно скрывать их. Причинами конфликтной ситуации могут быть: зависть, личная неприязнь, неприятные (для другого) черты характера, система внутренних ценностей человека, неприемлемое (для другого) поведение, нарушение личных границ, скрытая или явная конкуренция. А конечной целью конфликтного противоборства является устранение угрозы или снижение ресурсов оппонента.

Если у вас есть какие-либо вопросы или пожелания, можно оставлять их здесь в комментариях или на сайте www.b17.ru/oboukhova.

Ваш Позитивный психолог, Обухова Ольга.