Когда речь идет об инфекциях, эпидемиях, то с такими общими бедствиями Россия лучше справляется, чем страны, так называемой, западной демократии. Да, там, наверное, лучше кардиологи, лучше нейрохирурги. А вот когда речь идет о каких-то массовых заболеваниях, то здесь мы оказываемся впереди планеты всей.
С чем это связано? Я думаю, что это какая-то социальная такая традиция. Борьба с эпидемией всегда предполагает некоторое насилие, насилия-то у нас, конечно, больше. Кроме того, у нас есть традиции государственной медицины, а на Западе страховая медицина, в этом тоже большое отличие. Итак, когда надо решить какую-то проблему сообща, то вот русская община как раз показывает свои лучшие стороны, а западный мир индивидуализма лучше работает,когда речь касается индивидуальных заболеваний типа нервных припадков, тем, чем занимался доктор Фрейд, пересадки сердца или других органов.
Но на самом деле та трагическая ситуация, в которую попала Америка, требует поддержки. Америка вышла сейчас по смертности уже на первое место в мире; в Нью-Йорке умерло больше людей, чем заболело в России, вы можете это представить? Еще раз, я повторю это: в одном Нью-Йорке умерло от коронавируса больше людей, чем заболело всего в России. И, в общем-то, если мы это можем, надо помочь американцам. К тому же, Америка неоднократно помогала нашей стране в самые тяжелые минуты, начиная с повального голода в 1919–1920-х гг. Только Америка подкармливала молодую советскую республику, это сейчас забыто.
Они, конечно, прошляпили начало этой эпидемии. Когда в Южной Корее уже делали больше 100 тысяч тестов, в Америке делали только 500. Сейчас президент Трамп, который, кстати, признал свои ошибки, издал приказ о производстве на крупнейших заводах «General Motors» 100 тысяч аппаратов искусственной вентиляции легких. Это закон военного времени, и, видите, законы военного времени применяются даже в такой супердемократической стран, как Америка. Она была не готова к эпидемии в отличие, как я надеюсь, от России, которую многие, как и Китай обвиняют в тоталитаризме. Где-то проигрываешь, где-то выигрываешь.
Возможны ли какие-то еще более строгие меры в Москве? Да, все москвичи ожидают, что их будут преследовать какими-то SMS-сообщениями, будут введены QR-коды, будут отслеживать перемещение. Мне кажется, что при нынешнем развитии цифровых средств связи невозможно. И, если это и будет введено, то в отношении тех людей, которые вернулись из-за границы и входят в группы риска, а также в отношении тех москвичей, а их немало, которые несут в себе коронавирус, но продолжают лечение дома. Эти группы риска, возможно, будут вести дневники на сайте госуслуг, такая идея тоже разрабатывается, и не исключено, что за их передвижениями будут следить по проездным билетам в транспорте и по камерам наблюдения. Эти камеры уже стоят по всему городу и могут распознавать знакомые и незнакомые лица. Если эти QR-кодов будут внедрены во все смартфоны, это только породит панику, создаст атмосферу злоупотреблений и столь привычной нам коррупции, я в этом уверен. А для прилетевших с итальянскими чемоданами из-за границы, с чемоданами, полными коронавирусов подобные меры, вероятно, будут внедрены уже в ближайшее время.