Найти в Дзене
НЭБ

Когда родился рэп?

Бытует мнение, что рэп завезли из Америки и получил он прописку в России в последние десятилетия двадцатого века. Моду «убрать оппонента рифмами» породили диджеи, ради понта зачитывающие свои тексты на дискотеках под музыку. И как говаривает один из корифеев американского кинематографа Джим Джармуш,

ничего оригинального нет. Крадите все, что вдохновляет вас или дает пищу воображению. Для грабежа выбирайте только то, что трогает напрямик вашу душу. Если вы будете делать именно так, ваши работы (и кражи) будут аутентичными.

Действительно, под солнцем сложно найти что-то новое, но есть кое-что старое, о чем мы забыли! И это – мелодекламация, которая за сто лет до заморского новшества была очень популярным жанром сценического представления. Внимание зрителей обычно приковывали два кумира – пианист и чтец-денди, а лучше экзальтированная дива, которые с придыханием, без соблюдения мелодики, проговаривали прозу или стихи. Публика рукоплескала.

Мелодекламация – концертно-эстрадный жанр, распространённый в дореволюционной России с 70-х годов 19 века. Активным пропагандистом мелодекламации был композитор Г. А. Лишин. Отдельные выдающиеся актеры (В. Ф. Комиссаржевская и др.) читали под музыку стихотворения Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, М. Горького, несколько мелодекламаций написал композитор А. С. Аренский . Однако в целом жанр не выходил за пределы салонного буржуазного искусства. В большинстве случаев мелодекламацию отличало низкое качество литературных текстов, случайный подбор музыки, декадентская манера исполнения.

Эта цитата из Сталинской БСЭ (Большой Советской энциклопедии) не вызывает у Вас дежавю? Сто лет минус или плюс погоды не делают: там куплеты, порой и хорошая проза И. С. Тургенева под аккомпанемент фортепиано, тут уличные частушки под куски закольцованной фонограммы. Ускорился темп с Andante на Presto, поменялась инструментовка, но суть осталась – голосовых данных иметь не надо, достаточно выразительно декламировать и не нарушать метрический рисунок.

Первым в когорте трендовых авторов ритмического речитатива в былые времена значился Г. А. Лишин (1854–1888). На страницах гламурных журналов печатаются его музыкальные опусы, отдельными тиражами издаются поэтические сборники. Е. Б. Вильбушевич – младший преемник мэтра русской мелодекламации. К творческому юбилею композитора в «Синем журнале» (1911 г.) выходит заметка об артистическом дуэте – Н. Ходотове и Е. Вильбушевиче.

Коллаж: портрет Вильбушевича Евгения Борисовича, фотограф неизвестен; ноты; страница из «Синего журнала», 1911 г.
Коллаж: портрет Вильбушевича Евгения Борисовича, фотограф неизвестен; ноты; страница из «Синего журнала», 1911 г.
Ходотов декламирует различные стихотворения, его вдохновенной декламацией заражается пианист Вильбушевич и импровизирует музыку, сопровождающую чтение Ходотова. Ходотов, еще более настроенный поэтическими мелодиями Вильбушевича, под его аккомпанемент воодушевленно и горячо исполняет номера своего репертуара. Так, пополняя таланты один другого, неразлучные артисты в течение десяти лет успешно выступают на различных эстрадах.

К началу 20 века увлечение мелодекламацией не проходит. Звезды эстрады собирают полные залы, публика в эйфории, а композиторы сочиняют новые и новые произведения. В 1903 году А. С. Аренский пишет музыку к стихотворениям в прозе И. С. Тургенева. Послушать популярную композицию тех лет «Как хороши, как свежи были розы» можно здесь в исполнении Сати Спиваковой и Алексея Гориболя. Позже А. А. Спендиаров озвучивает монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1910), а С. С. Прокофьев использует мелодекламацию в сказке для чтеца и симфонического оркестра «Петя и Волк» (1936).

Коллаж: обложка нот, портрет А.С. Аренского, портрет А.А. Спендиарова
Коллаж: обложка нот, портрет А.С. Аренского, портрет А.А. Спендиарова

Как раньше, так и теперь слушатели боготворят исполнителей, произносящих тексты с музыкальным сопровождением, тексты, подчиненные не стихотворному размеру, а нотному ритму. Я не фанатка ни салонной мелодекламации, ни ее брутального брата – рэпа, но, полагаю, мне просто неведом секрет, который знают миллионы поклонников этих видов искусства.

Автор материала: редактор НЭБ Ирина Колесникова.

Рэп
3264 интересуются