Полицейские сериалы любят многие. Особенно это касается наших киноработ. Они понятней и ближе, чем западные, которые слишком политкорректны и далеки ментально.
Есть, правда, одно «но», которое часто портит картину. Это набившие оскомину штампы. Выделю несколько, которые, как под копирку, встречаются почти во всех наших сериалах о полиции.
Сюжет первый. Полицейского вызывают на работу в любое, самое неурочное время. Отчего жена его вечно на нервах и все больше в претензиях. Она понимает, за кого вышла, но каждую серию хочет в театр, ресторан или хотя бы куда-нибудь. У нее нет выбора - сценарист с продюсером требуют, чтобы она регулярно устраивала скандалы. Это их любимая фишка. В качестве группы поддержки выступают дети. Они обделены - отец пашет сутками и пьет с коллегами.
Следующий штамп, кочующий из проекта в проект. Совершается преступление, в котором подозревают мигрантов. Но финал один – они не виноваты. Мы же знаем, дают понять нам, что мигранты не способны на преступление в принципе. В итоге преступниками всегда оказываются коварные местные.
Третий штамп про скинхедов. Эти гады фашисты обязаны быть в любой многосерийной истории. Дальше можно не объяснять.
Четвертый штамп – бандосы всех сериалов ссорятся и регулярно начинают мочить друг друга. У полиции идет ор на всех уровнях. Как же так - возмущены чины. Ведь сейчас же бандосы убьют бандосов! Начнется передел в уже сложившемся социуме! Откладывается вся работа, и главные силы полиции брошены на охрану жизни бандосов.
Пятый… а, впрочем, достаточно.
Слушайте, может, хватит? Уважаемые киношники, мы уже поняли, что у вас есть десяток клише и один и тот же социальный заказ на них. Что все жены стервы, мигранты святые, скинхеды волки позорные, а интересы бандитов выше наших.
Но нельзя ли этот социальный заказ ужать как-нибудь в одну серию? Пусть жены воюют с мигрантами, бандитами и скинхедами, а мы прокрутим всю эту чушь по-быстрому и переключим на следующие серии. Не хочется бесконечно ходить по кругу.
Мы уже поняли, что это обязательное условие, под которое дают деньги на телепроекты. Но будьте же наконец разумней. В советское время тоже были определенные идеологические условия, но режиссеры не выставляли себя настолько, снимая спущенные сверху догмы буквально. Иначе как-то все делали, даже в то непростое время.
Если говорить простым языком, перейдена грань в этих обязательствах. Они слишком навязчивы.
В довершение еще несколько мелочей, которые режут глаз и тоже навязли. Иногда можно видеть в роли оперов актеров с татуировками. Понятия не имею, есть ли в полиции запрет на такие вещи, но если это не простенькая наколка с якорем, смотрится ужасно.
Так же и с обувью. Опергруппа идет на задержание по гулкому коридору. Впереди следак - женщина на шпильках, с которыми она только что преодолела решетчатую лестницу, нигде не застряв каблуком в решетке. За ней остальные опера - в штиблетах, стучащих при каждом шаге. Идут они якобы скрытно, но грохот такой, что разбудит людей во всей ближайшей округе.
А обувь с мягкой подошвой надеть нельзя?
Как думаете, что важней для человека, идущего в адрес к преступникам – гремящая обувь с возможностью получить пулю в лоб или элементарная вменяемость?
Здесь не обязательно прямо так уж сразу видеть на людях кроссовки. Но нечто среднее между ними и выбивающими стаккато штиблетами напрашивается. Ну и так далее. Продолжать можно долго, но принцип ясен.
Такой вот список скромных зрительских наблюдений. У кого-то он, возможно, другой.
Что замечают работники правоохранительных органов, боюсь представить.