Николай Романов, последний российский император, — личность неоднозначная. «Примерный семьянин, но слабый политик», — таким запомнился он современникам.
Цесаревич Николай Александрович
Великий князь Николай Александрович родился в 1868 году, «в день памяти Иова Многострадального», как он впоследствии отмечал в своем дневнике, в Царском Селе. Детство Ники, как называли его домашние, было счастливым и безмятежным и прошло в стенах Гатчинского дворца. Его папá, наследник престола, цесаревич Александр Александрович, в письме одному из педагогов писал, что не желает, чтобы из его детей (в семье Романовых их было пятеро) делали «оранжерейных цветов». «Мне нужны нормальные, здоровые русские дети», — подчеркивал он.
Тем не менее образованию Николая, после смерти Александра II ставшего наследником престола, придавалось огромное значение. Его программа состояла из гимназических уроков, курсов юридического факультета университета и Академии Генерального штаба. Папá и мамá сами подбирали учителей и наставников для старшего сына. Юрист Победоносцев, экономист Бунге, генерал Драгомиров, историк Замысловский и другие читали лекции юному Николаю.
По традиции, образование наследника престола завершалось заграничным путешествием. Николай Александрович побывал в Австрии и Греции, затем посетил Египет, Индию, Цейлон, королевство Сиам, Китай и Японию, где на него в конце апреля 1891 года в городке Оцу было совершено покушение.
В мае по требованию Александра III турне Николая было прервано. Цесаревич был нужен в России: ему предстояло выполнить государственное поручение, которое касалось строительства Сибирского железнодорожного пути. Возвращаясь из Владивостока, где в его присутствии состоялась закладка здания вокзала, через всю Сибирь, Николай отмечал в своем дневнике и письмах родным, что, несмотря на усталость, был поражен, насколько богата и прекрасна великая Россия.
Николай II: вступление на престол
Александра III не стало в конце октября 1894 года. Умирая, он понимал, что его старший сын Ники еще не готов к самостоятельному царствованию. Чувствовал это и сам Николай. И все же управлять самым большим государством мира, Российской империей, предстояло именно ему.
Первым событием царствования Николая II Александровича стало его бракосочетание с принцессой Алисой Гессенской, дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы Английской. Свадьба была скромной: пышные торжества не позволял траур.
Весной 1896 года в Москве состоялся «великий, торжественный, но тяжкий в нравственном смысле <…> день» (из дневника Николая II) — день коронации молодого императора и его супруги. Праздничные мероприятия длились двадцать дней: торжественный въезд в столицу, балы, приемы и обеды. А 18 мая произошла трагедия: толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи царского гостинца стала напирать на постройки; случилась ужасная давка, в результате которой погибли более 1300 человек.
Николай II ожидал появления на свет наследника престола, но императрица рожала девочек. В течение шести лет в семье Романовых родились горячо любимые Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. И только в конце июля 1904 года на свет появился долгожданный сын, «маленькое сокровище», цесаревич Алексей.
С рождением наследника Николай II преобразился. Однако радость его была недолгой: вскоре у Алексея обнаружилась гемофилия — неизлечимая наследственная болезнь, наполнившая жизнь царской семьи постоянным страхом.
Это печальное событие способствовало тому, что в 1905 году в жизнь семьи Романовых вошел Григорий Распутин, «человек Божий <…> из Тобольской губернии», как отмечал Николай в дневнике, обладавший даром гипноза и врачевания. Распутин, со временем ставший царским другом и обретший большое влияние на императрицу Александру Федоровну, несколько раз спасал жизнь Алексею, останавливая кровотечение и избавляя мальчика от боли.
Правление Николая II
Тем временем наступил XX век, а вместе с ним мировой экономический кризис, спад производства, безработица. В Петербурге стали набирать силу забастовки рабочих, все более и более накалялась обстановка на Дальнем Востоке. 26 января 1904 года началась Русско-японская война. Началась с существенных потерь для России: японские миноносцы, проведя торпедную атаку, вывели из строя три лучших корабля русского флота. Военные неудачи следовали друг за другом: сдача Порт-Артура, поражения при Мукдене, в Цусимском морском бою. 23 августа 1905 года в результате переговоров, которые вел Сергей Юльевич Витте, между Японией и Россией был подписан мирный договор. Это произошло в разгар Первой русской революции, начавшейся с «Кровавого воскресенья».
Забастовки железнодорожников, стачки на фабриках и заводах, восстания в армии и на флоте — вся страна была охвачена хаосом. Николай II и его окружение рассматривали два пути подавления крамолы: силой или путем уступок. Царь предпочел второй вариант. 17 октября 1905 года был обнародован Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Однако противостояние в стране продолжалось. Из всех российских губерний относительно спокойно было только в одной — Саратовской. Николай II вызвал в Петербург саратовского губернатора Петра Аркадьевича Столыпина и предложил ему кресло министра внутренних дел. Столыпин согласился. С помощью антитеррористических мер, военно-полевых судов Петру Аркадьевичу на некоторое время удалось сдержать революцию. Вслед за тем он начал воплощать в жизнь масштабную аграрную реформу.
Летом 1914 года, вопреки миротворческим усилиям Николая II, Россия оказалась втянутой в мировую войну. Как ни странно, но новость эту страна встретила с большим воодушевлением. Русская армия поначалу значительно продвинулась на территорию противника. Но затем ситуация на фронтах изменилась. Позиционная война, к которой обе стороны перешли к концу 1915 года, окончательно истощила силы России.
Отречение Николая II и расстрел
Вместе с тем, пока Николай Александрович был в Ставке в Могилеве, политическая обстановка в стране развивалась по своему сценарию. К концу 1916 года недовольство властью стало всеобщим. В феврале 1917 года в Петрограде вновь начались беспорядки. На этот раз участие в них стали принимать и войска. Государственная Дума, отказавшаяся подчиниться указу императора о прекращении занятий до апреля, создала Временный комитет. В тот же день был организован Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В марте Временный комитет Думы сформировал Временное правительство во главе с князем Георгием Евгеньевичем Львовым.
Николай II, выехавший в это время в Царское Село к семье, оказался в Пскове, поскольку к Петрограду его поезд не пропустили восставшие. О том, что было дальше, известно многим, в том числе благодаря дневнику Николая Александровича: «Во имя спасения России нужно решиться на этот шаг (отречение). Я согласился…».
Отправившись из Пскова сначала в Ставку, в Могилев, а затем в Царское Село, Николай II, наконец, воссоединился с родными. В августе 1917 года семья Романовых по решению Александра Федоровича Керенского, к тому времени ставшего главой Временного правительства, была отправлена в Тобольск. А в апреле 1918 года (уже по указанию большевиков, в октябре 1917 года захвативших власть) — в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля Николай Александрович, Александра Федоровна и пятеро их детей были расстреляны в подвале дома инженера Ипатьева.