Сегодня легендарный гонщик Джек Брэбем отметил бы свой день рождения, в честь этого события вы и видите эту статью. Кстати если вы любите Формулу-1, то можно посмотреть мою новую группу в ВК с мемами про "эфадину": https://vk.com/formula_mem
Джон Артур ‘Джек’ Брэбэм родился 02 апреля 1926 года в небольшом городке Хёртсвилль в 15 километрах от Сиднея. Его дед переехал в Австралию из Лондона, а отец держал продуктовую лавку. Помогая отцу, уже к 12 годам Джек умел водить грузовик, на котором отец возил продукты. В 15 лет он бросил школу и начал работать в гараже, а затем поступил на вечерние курсы по специальности автомеханик в техническом колледже, а как только Брэбэму стукнуло 18 лет, в 1944 году, во время Второй Мировой Войны, он записался на службу в Австралийские Королевские ВВС. Правда, мечте стать летчиком осуществиться было не суждено, и Джек служил механиком.
После окончания войны, в 1946 году Джек покидает службу и открывает с помощью дяди собственную автомастерскую на участке земли за домом деда. Этот шаг оказался первым, из приведших его в автогонки. Помимо обычных дорожных машин, Брэбэм стал помогать в подготовке машин-миджетов для гонок на спидвеях своему приятелю из США Джонни Шонбергу. Шонберг ездил на построенном Брэбэмом миджете с мотоциклетным двигателем JAP. Но в 1948 году жена уговорила Джонни прекратить выступления, и его место занял Джек, который за время работы с Шонбергом сменил свое мнение о том, что «все эти гонщики – сумасшедшие» на интерес к соревнованиям. Именно в этот момент Брэбэм обнаружил свой талант и сумел выиграть уже третью гонку в карьере. По итогам года он выиграл Australian Speedway Championship, затем последовали победы в чемпионатах Австралии и Южной Австралии по спидкару, а затем пришли успехи в подъеме на холм.
Джон Артур Брэбэм все больше интересовался гонками, и все больше его привлекали дорожные и кольцевые соревнования. Немало поспособствовало этому стремлению знакомство с Джоном и Чарльзом Куперами, британскими конструкторами, сотрудничество с которыми оказалось для австралийца успешным на множество последующих лет. Для начала Джек купил у Куперов несколько машин и при поддержке отца и топливной компании Redex стал участвовать в соревнованиях, проводившихся по регламенту Гран-При, в частности в Гран-При Австралии и Гран-При Новой Зеландии 1954 и 1955 годов. Именно эти выступления и начали привлекать внимание к Джеку, поэтому в начале 1955 году он получил приглашение от Королевского Британского Автоклуба попытать счастья в европейских соревнованиях. Брэбэм не просто выводил свой Cooper на старт в местных соревнованиях, но и постоянно пытался его улучшить. Так, на мощностях завода Куперов Брэбэм вместе с ними построил среднемоторный автомобиль с двигателем Bristol, вместо ранее использовавшегося Куперами Alta, годный для участия в соревнованиях с самыми высокими требованиями, Гран-При чемпионата Формулы-1.
16 июля 1955 года, в возрасте 29 лет, Брэбэм дебютировал в Формуле-1 на Гран-При Великобритании. Правда, дебют сложно назвать удачным, машина оказалась еще слишком сырой, и в гонке ждал сход. Но во внезачетных Гран-При дело обстояло чуть лучше, в двух гонках Джек смог приехать близко к подиуму, на 4 позиции.
Пока Куперы доводили до ума среднемоторную конструкцию, в 1956 Джек временно пересел на купленный им Maserati, что принесло ему первые европейские подиумы в гонках. Но в Формуле-1, в единственной попытке снова на Гран-При Великобритании вновь ожидал сход.
В 1957 году Джек Брэбэм снова плотно сотрудничает с Cooper, выступая за команду и в Формуле-1, и в незачетных Гран-При, также сотрудничая с командой Роба Уокера, выставлявшей машины Cooper в Гран-При. В чемпионате мира лучшим достижением стало 6 место в Монако, в непосредственной близости от очковой зоны. В самой гонке австралиец шел третьим, но нехватка топлива не позволила финишировать на этой позиции. Джеку пришлось толкать машину к финишу. Также в 1957 году он дебютировал в 24 часах Ле-Мана в группе S 1100 и финишировал на 15 позиции.
1958 год можно назвать первым полноценным сезонов Брэбэма в Формуле-1: пусть он и пропустил выезд в Аргентину на первый Гран-При, зато участвовал во всех европейских стартах и Гран-При Марокко, а также набрал первые очки в зачет чемпионата мира, заняв 4 место в Монако. Постепенно сотрудничество с Cooper, а также перспективная среднемоторная компоновка машины стали приносить плоды. Яркими успехами стали 1959 и 1960 года, когда Джек выиграл 7 Гран-При за два года и стал двукратным чемпионом мира.
Конечно, наиболее памятной оказалась первая победа в чемпионате, и не только из-за того, что была первой для самого Джека, не только из-за того, что была первой для австралийцев, но и потому, как она была одержана. Весь сезон Брэбэм боролся с Стирлингом Моссом и Тони Бруксом. В последнем Гран-При сезона, в США у него снова закончилось топливо перед самым финишем, и снова ему пришлось толкать свой Cooper к финишной черте, на этот раз целых 800 метров. Оказавшись четвертым в классификации, Блэк Джек выиграл свой первый титул. Впрочем, три очка за четвертое место все равно не вошли в итоговый результат Джека (учитывались лишь 5 лучших результатов за сезон, а ими стали 2 победы, одно 2-е и два 3-х места), но воля, проявленная Брэбэмом, запомнилась и зрителям и коллегам.
Брэбэм участвовал в подготовке нового Cooper T53 для сезона 1960 года, помогая главному конструктору команды Оуэну Мэддоку, и вклад не остался не вознагражденным: 5 побед в 8 этапах чемпионата из 10, в которых Джек участвовал, принесли вторую, более уверенную победу в чемпионате мира.
Но 1960 год оказался ознаменован не менее важным событием: скооперировавшись с конструктором Роном Торанаком, Джек организовывает собственную команду. По началу, строились машины для младших по отношению к Формуле-1 гоночных серий, так в 1960 году Джек, участвуя в соревнованиях Формулы-2 за рулем машин собственной постройки, а также Cooper, и выиграл и этот чемпионат.
В 1961 году изменился регламент Формулы-1. Вместо уже привычных двигателей объемом до 2,5 литра стали использоваться 1,5-литровые, что сильно ударило по британским командам, и Cooper в частности. Действующий двукратный чемпион мира смог набрать всего 4 очка и закончил сезон на 11 позиции. Впрочем, новая цель манила Брэбэма больше, нежели разочаровывали результаты в гонках, цель вывести на старт машины собственной конструкции. И уже в 1962 году она осуществилась. Правда, не сразу. В первых Гран-При сезона пришлось использовать шасси Lotus и постепенно доводить до ума собственную конструкцию. Но на Гран-При Германии, на щестом этапе, состоялся дебют шасси Brabham в рамках чемпионата мира. А еще через один Гран-При, на восьмом этапе в США были заработаны и первые очки, за четвертое место.
Путь с 1962 по 1966 год можно назвать постепенным становлением Brabham, как команды в Формуле-1 и как производителя шасси машин с открытыми колесами. В чемпионате мира дела шли в гору постепенно, с 1962 по 1965 включительно Джек заработал 4 подиума, примерно в половине гонок приезжая в очки и занимая с 7 по 10 места в чемпионате. А как производитель, Brabham Racing Organisation уже в 1963 и 1965 годах заняла 3 место в Кубке Конструкторов. Немаловажен и тот факт, что в 60-е годы Brabham стала крупнейшим поставщиком машин с открытыми колесами, построив для различных гоночных серий, для собственных нужд, и продавая другим командам, более 500 шасси.
Наиболее исторически важным оказался 1966 год: на Гран-При Франции, третьем этапе чемпионат Джек Брэбэм одержал победу, а по итогам сезона стал Чемпионом Мира, и всё это на шасси собственной конструкции, носящем его же имя.
Также нельзя обойти вниманием курьезный эпизод, случившийся в том же 1966 году. К этому времени в Формуле-1, в отличие от 50-х годов, а, особенно, довоенных времен, наметилась тенденция на омоложение состава участников, в которую 40-летний чемпион никак не вписывался. Его даже называли стариком, чем, собственно, он и нашел достойный ответ. На Гран-При Нидерландов, прямо перед стартом, Джек нацепил огромную черную бороду, и поковылял с палочкой, изображая древнего старца, к своей стартовой, между прочим, первой позиции. Другие гонщики помогли ему забраться в кокпит, Джек отбросил накладную бороду и трость и выиграл гонку, доказав, что есть еще порох в пороховницах.
Следующий сезон, 1967 года, прошел не менее интенсивно: Джек одержал 2 победы и еще четырежды поднялся на подиум, уступив лишь немного в борьбе за титул не кому-нибудь, а напарнику по команде, новозеландцу Денни Халму. Команда же взяла второй подряд Кубок Конструкторов и навечно вписала свое имя в зал славы Формулы-1, как и ее основатель.
Брэбэм провел в Формуле-1 еще три года, но после провального 1968 и неудачного 1969 уже хотел завершить карьеру, но решил остаться. И первый же Гран-При 1970 года, в Южной Африке, принес победу. Затем были еще три подиума, но сходы в половине гонок сезона, да и возраст сказались на том, что Джек не только не оказался реальным претендентом на победу в сезоне, но и окончательно решил завершить карьеру.
Продав свою компанию Motor Racing Developments, занимающуюся постройкой шасси для всех серий, Берни Экклстоуну, Брэбэм вернулся в родную Австралию, где занялся управлением собственным бизнесом (авто- и авиакомпаниями, фермой) и стал помогать своим трем сыновьям в их гоночных карьерах. Вместе с Джоном Джаддом в 1971 году он создал фирму Engine Developments Ltd., которая впоследствии поставляла двигатели и в Формулу-1.
В 1978 году Джек Брэбэм первым из гонщиков получил рыцарский титул за свои заслуги перед британской короной. В 1990 году он получил место в Международном Зале Славы Автоспорта. В 2011 году пригород города Перт в Западной Австралии был назван в его честь. В 2012 году новый длинный вариант трассы Sydney Motorsport Park был назван Brabham Circuit.
После завершения карьеры, Джек еще не раз принимал участие в одиночных гонках в рамках кузовных соревнований, а свою последнюю гонку провел в возрасте 69 лет в 1995 году. И даже после этого он еще не раз, несмотря на состояние здоровья, принимал участие в различных фестивалях и мероприятиях, в том числе и за рулем автомобиля.