Найти тему
Пётр Коломец

Never say never

Жомарт Токаев в последней своей речи заявил, что в Казахстане никогда не будет Крыма и Донбасса. Как радуют меня подобные заявления со стороны политиков. Всякий раз, когда звучит слово "никогда" из уст действующего главы государства, в тот же момент, силы, способные опровергнуть данное утверждение принимают его как вызов и призыв к действию. Для Токаева, в настоящий момент, было сложилась благоприятная обстановка внутри казахских элит, в связи с отставкой от должности Главы Мажилис Парламента Казахстана Дариги Назарбаевой. Тень Елбасы накрывала Токаева с головы до ног, не давая воспринимать его как внутри Республики так и вовне, как самостоятельного политического деятеля. Британское правосудие явило миру недвижимость семейства Назарбаевых в Соединенном Королевстве, что стало отмашкой для оппозиции внутри Казахстана. Лозунг "Шал, кет!", - (Старика долой!), воспринимался не только как направленный против лично Нуреке, но и автоматически распространялся на всех его ставленников внутри системы, создаваемой десятилетиями. Токаев, с отставкой Дариги, сразу почувствовал себя более свободным в выражениях и политических делах. Вдруг проявилось его несогласие с действиями и положением России в рамках ЕАЭС. Вдруг он начал консолидироваться с явно деструктивной позицией в этом Союзе белорусских товарищей. Не будем забывать, что одним из главных создателей ЕАЭС был тот самый Елбасы, который и поставил на президентство Токаева. Оглядывался ли на Назарбаева Токаев в видеоконференции глав государств ЕАЭС или проявил самостоятельность, противопоставляя Казахстан России, в вопросах интеграции и взаимодействия внутри Союза, но это вызвало негативный резонанс в российских политических кругах.

Рассматривая внутриказахстанскую политику, партий и движений, стремящиеся к властному Олимпу, т.е. оппозиционеров, явных и скрытных, необходимо помнить, что родоплеменные отношения (трайбализм) ни кто не отменял. Этим всегда славился кочевой народ.

Три джуза во все времена воспринимались как лебедь, рак и щука и самими казахами, и их соседями. Обладая гораздо большим человеческим потенциалом, китайцы, узбеки ну, и русские, чего скрывать, выискивали и всегда, на протяжении веков, находили нужных для этих интересантов баев среди казахов. Корындык (подарочек) может быть разным, но традиция подносить и принимать корындык не канула в лету. Кто поднесет в нужный момент, нужному человечку достаточно весомый подарок, что бы весь род был доволен - вопрос, но что вопрос обладания властью лежит в плоскости межджузовых отношений - факт для многих наблюдателей и политологов очевидный.

С момента распада СССР и до сих пор казахи не являются абсолютным большинством в 18 миллионном населении Республики. Отмена статуса русского языка как языка межнационального общения (это уже при Токаеве), создает серьезное напряжение среди всех народов Казахстана, включая и самих казахов. Шитая белыми нитками политика "тюркизации" с переходом казахского языка с кириллицы на латиницу, не воспринимается населением как суровая необходимость и всякий независимый наблюдатель видит в ней еще один шаг в сторону от России. Токаев явно идет на обострение с северным соседом. Для всех неказахов живущих в Казахстане переход от более, менее толерантной политики к насаждению взглядов на развитие в русле доминирования казахской нации над всеми остальными жителями - открытый вызов.

Вспоминаются попытки русских, в лице семиреченских, уральских и казаков "Горькой линии"- 2-го и 3-го отделов Сибирского Казачьего Войска в конце девяностых годов, в начале объявить Уральскую Народную Республику, о существовании которой говорил еще Карл Маркс, приурочив ее к празднованию 400-летию Уральского Казачьего Войска. Стараниями Атамана А. Качалина и его Товарища Атамана Водолазова, бывшими Депутатами Парламента Казахстана эта попытка была сорвана и как последствие - мгновенное переименование Гурьева и "война топономики" по всему Зауралью в Казахстане и резкий отток русского населения. Следующая попытка в 1996 году в Восточном Казахстане, где вместе с Усть-Каменогорском, проводившем многотысячные митинги, поднялись Зыряновск и Лениногорск за провозглашение РудноАлтайской Республики. "Внуки Бажова", писавшего свою "Хозяйку медной горы" в этих краях и о предках этих людей, поняли свою принадлежность к великой стране и великому народу и изъявили желание " Уйти в Россию со своими землями." Спецслужбы Казахстана смогли подавить зародившееся движение в самом его начале, но протест усиливающейся "казахизации" исконно русских земель в любой момент может вспыхнуть вновь.