Найти тему
В поисках Тигра

Были ли красные кхмеры коммунистами?

Оглавление

В Камбодже красные кхмеры пытались установить коммунизм немедленно, без переходного периода, который считался одним из краеугольных камней марксистской догмы. «Какова была реальная идеология режима красных кхмеров?» на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Впоследствии коммунизм красных кхмеров рассматривался сквозь призму идеологии нынешнего правительства и современной международной ситуации с сильным игнорированием коммунистических движений.

На самом деле даже Пол Пот открыто отвергал саму идею коммунизма. Так и Инг Сари сказал: «Мы не коммунисты ... мы революционеры, которые не принадлежат к общепринятым коммунистическим группировкам Индокитая».

Зачем им коммунизм

Но главной причиной поддержки идеи коммунизма была необходимость поддержания отношений с коммунистическими странами, особенно с Китаем. Первое публичное признание того факта, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую направленность, состоялось на мемориальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 года. Представители красных кхмеров тогда заявили, провозгласили курс на коммунизм, без каких-либо упоминаний Маркса или Ленина, как и их идей.

Пол Пот (1925-1998)
Пол Пот (1925-1998)

21 июня 1975 года, будучи главным лидером Демократической Кампучии, Пол Пот снова вылетел в Пекин. На этот раз его сопровождали Иенг Сари, Ней Саранн и Сиет Чхе. До сих пор не ясно, то ли из-за того, что Пол Пот растерялся в присутствии Мао, то ли из-за низкой квалификации переводчика, однако во время переговоров с лидером Китая Пол Пот не смог четко высказать свою позицию по существу. С другой стороны Мао Цзедуну было что сказать, в первую очередь он одобрил революцию в Камбодже: "У вас есть большой опыт, горазде больше чем у нас, мы не имеем права критиковать вас" - говорил Мао.

-3

Китайские коммунисты предложили Пол Поту около 30 книг, написанных Марксом, Лениным и Сталиным, для дальнейшего изучения. Однако уже тогда председатель Китая понимал, что новый мир, о котором мечтали кхмеры, не осуществим. Идеи ликвидировать деньги уже имели место в Китае, однако были отвергнуты как непрактичные. Между тем, отношения между двумя странами были, действительно, прагматичные. Китай предложил Камбодже экономическую помощь и военные поставки; Камбоджа обеспечила надежную основу для стратегии Китая по сдерживанию Вьетнама.

Теория-практика

Наиболее поразительной чертой идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами, было то, что эта идея не была выражена. Фактически, революция и существование революционной партии были не только скромны в пропаганде, но также и лидеры по большей части скрывались, и были известны только узкомы кругу людей. Что касается рабочего класса: хотя он был крошечным, он существовал, разбросанный по городам. Но вместо того, чтобы культивировать его и призывать в революции, кхмерские коммунисты решили уничтожить его как декадентское наследие прошлого.

В отличие от догмы ленинизма- марксизма, режим красных кхмеров опирался на крестьянство и необразованное население. Культурные ценности были отброшены на века назад (ко временам Империи Кхмеров) самым крайним образом.

Кхмерское феодальное государство, существовавшее в IX-XIII веках на территории современных Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса, с центром в Ангкоре.
Кхмерское феодальное государство, существовавшее в IX-XIII веках на территории современных Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса, с центром в Ангкоре.

Принимая во внимание, что в целом идеалогия воспринимается как концепция, которая может быть интерпретирована по-разному. В случае Камбоджи идеалогия получила максимально жестокое воплощение. Так как в мире нет еще ни одной страны, которая успешно бы прошла путь от капитализма к коммунизму, как предсказывал Карл Маркс, то что было в Камбодже можно назвать используя китайскую терминологию – коммунизм в камбоджийской спецификой, который значительно расходится с оригиналом.

-5