Найти тему
МОТОРАДИО ONLINE MUSIC

"Прохладный джаз" - азбука стилей

Кул-джаз (cool jazz - «спокойный» или «прохладный джаз») — стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х годов на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-боперов и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы.
Слово cool применительно к джазу возникло после выхода альбома "Birth of the Cool " 1949-50 года, известного джазового музыканта, трубача Майлза Дэвиса.

Майлз Дэвис: Birth of the Cool
Майлз Дэвис: Birth of the Cool

Происхождение стиля и авторство названия связывают с именем свингового саксофониста Лестера Янга, который ещё в 1930-е годы разработал противоположную хот-джазу «холодную» манеру звукоизвлечения.

Высокий накал и натиск бибопа начали ослабляться с развитием «прохладного» джаза. Начиная с конца 1940-х и в начале 1950-х годов музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга, которую он применял ещё в период свинга. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость».


По способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению у кул-джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.
Выдающимися представителями кул-джаза являются трубачи Майлз Дэвис, Чет Бейкер, саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиген, Стэн Гетц, Ли Кониц, Зут Симс, пианисты Билл Эванс, Дэйв Брубек (и его квартет), кларнетист Джимми Джуфри, тромбонист Боб Брукмайер, ударник Шелли Менн, Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, квинтет Джорджа Ширинга.
Образцами кул-джаза являются такие композиции, как «Take Five» Пола Дезмонда, «My Funny Valentine» в исполнении Джерри Маллигена, «Round Midnight» Телониуса Монка с альбома Round Midnight (1966) в исполнении Майлза Дэвиса.

Dave Brubeck
Dave Brubeck

Трубач Майлз Дэвис, бывший одним из первых исполнителей бибопа, который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра. Его нонет, записавший альбом «Рождение кула» в 1949—1950 годах являлся воплощением лиризма и сдержанности кул-джаза. Аранжировщики также внесли значительный вклад в движение кул-джаза, особенно Тэд Дамерон, Клод Торнхилл, Билл Эванс и баритон-саксофонист Джерри Маллигэн. Их составы сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличаясь при этом смягчённым, приглушённым характером. Формат кул-джаза оставлял пространство для несколько больших по составу ансамблей типа нонетов и тентетов, которые в этот период стали более привычны, чем в период раннего бибопа. Некоторые аранжировщики экспериментировали с изменённой инструментовкой, включая конусообразные медные духовые, например валторну и тубу.

Кул-джаз — это одно из многих направлений в джазе, и он ни в коем случае не был, как многие считают, оппозицией бибопу. Хотя бы потому, что одним из основоположников обоих жанров был Майлз Дэвис. Но кардинальное различие между ними в том, что основа бибопа — прямой синкопированный ритм, в основном на 4/4, а импровизации больше напоминают вариации, зачастую не связанные с темой и закованные в жесткие 12- или 16-тактовые повторяющиеся гармонические рамки. Музыка в основном выстроена через «физику» и ритмическую энергию — практически все на концертах бибопа притоптывают ногой и качают головой в такт. Кул-джаз — это еще и нечетные, более раскованные ритмы, более свободная и разработанная гармония и, что самое важное, композиционное мышление. Конечно же, безусловно влияние классического формообразования. Если в бибопе импровизация зациклена в рамках определенного квадрата, то в кул-джазе это уже рассказанная история от начала темы и, через импровизацию, до конца произведения.

Modern Jazz Quartet
Modern Jazz Quartet

#motoradio,