Ответ однозначный, любой профессиональный автогонщик, любой стритрейсер, любой конструктор, все, сойдутся во мнении. С ТОРМОЗОВ! Даже на новых автомобилях, порой встречается нехватка, а иногда острая нехватка, эффективности тормозной системы. И тут дело не в бренде и классе авто. Такие проблемы могут настигнуть как дешевого китайца, так и лакшери британца. А если уж говорить о тюнинге и доработке своего автомобиля, то уж тут сам бог бернаута велел… Попробуем разобраться в этом всем.
Задач доработки тормозной системы две(три):
1) Увеличение скорости (эффективности) торможения
2) Уменьшение тормозного пути
(3) (Более прогнозируемое поведение автомобиля и увеличение контроля в целом(для профи уж =р ))
За каждую задачу, отвечают разные компоненты системы, поэтому нужно понимать, что улучшение тормозных характеристик — комплексная процедура, требующая грамотного подхода (расшибиться из-за лопнувшего тормозного шланга можно запросто).
Тут как в анекдоте, «два путя», глубокий тюнинг, либо частичный. Лучше решить это заранее. Два раза переделывать тоже неприятно. Естественно все будет зависеть от платежеспособности желающего. Но, как всегда есть одно «но», для достижения хороших результатов, так или иначе нужно менять все скопом.
Первое с чего, по моему мнению, стоит начать, это решить, менять или не менять вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) и Главный тормозной цилиндр (ГТЦ).
В зависимости от автомобиля могут быть разные варианты исполнения этой затеи: Если у вас допустим BMW e36 с двигателем 1.8, то есть вариант без особого вмешательства и переделывательства, поставить ВУТ от допустим BMWe36 m3, там тормоза рассчитаны на более жесткие условия. Если же у вас автомобиль который не имеет более производительных заводских комплектаций, то тут уже нужно включать навык «мастер-ломастер» и начинать чертить, конструировать, тестировать и т.д.
Далее по списку я расположил
тормозные диски.
Штатные изготавливаются из высокопрочного чугуна с высоким коэффициентом трения и низкой степенью изнашиваемости, для того чтобы можно было дольше говорить «еще походят». Они годятся для режима вождения «бабуля», но никакие для интенсивного вождения.
Нынче производители балуют нас обилием вариантов тюнингованных торм. дисков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Вентилируемые диски
Если для вашего автомобиля установка просто обыкновенных вентилируемых дисков является доработкой, поздравляю, у вас максимально древнее (конструктивно) ведро с самой допотопной невентилируемой системой... Внешнее такой диск выглядит как два склеенных между собой обычных диска, между которыми вклеены лопатки воздухоотводов.
Пустота между лопатками нужна для вентиляции, позволяя воздуху проходить при вращении между дисками, охлаждая их. У вент. тормозных дисков более прочная конструкция, они меньше подвержены деформации и «ведению» нежели невентилируемые, например на ВАЗ 2107. На современных машинах, стоят штатно.
Перфорированные диски (с поперечным сверлением)
Лучше отталкивают воду, газ, лучше охлаждаются и умеют удалять частицы грязи и нагара с тормозных колодок. Имеют недостаток, со временем, от отверстий расходятся трещины. Кроме этого, забиваются грязью или нагаром.
Тормозные диски с насечками.
Такие диски отталкивают воду, газ и тепло, способствует удалению частиц грязи и нагара, а также матирует тормозные колодки. Устанавливаются на автомобили «пушка-гонка», при работе издают больше шума, чем обычно, из-за того, что колодки трутся о кромки насечек.
Карбоновые и керамические.
Обладают самым лучшим коэффициентом трения, меньше всех прочих склонны к перегреву. Карбоновые диски предназначены для спортивных автомобилей. Для обычных не совсем подходят, так как для корректной работы им нужно хорошо прогреться. Керамические диски из углеродного волокна, легкие, и хорошо переносят нагрев. Очень дорого.
А для увеличения скорости торможения, необходимо увеличивать диаметр тормозного диска. И это, как правило, при серьезном увеличении, влечет за собой увеличение размера колесного диска, так как большие тормоза попросту не влезут в ваши «штампы». По соотношению цена-эффективность, самым лучшим вариантом будет вентилируемый тормозной диск с насечками и перфорацией, увеличенный по отношению к заводскому. И да, еще, колодки придется менять в 2-3 раза чаще.
Суппорты
Чем больше поршней в суппорте, тем равномернее давление колодок на диск, нагрузка сокращается, вибрация уменьшается. Такие суппорты однозначно «musthave» у человека, который создает конфигурацию автомобиля головой и качественно. Они легче (можете почитать, зачем их облегчать в моей статье про неподрессоренную массу), так как сделаны из различных легких сплавов алюминия, а также алюминий гораздо лучше чугуна рассеивает тепло.
Самый удобный вариант, замена всего узла целиком (диск, суппорт, колодки). На сегодняшний день лучшими и самыми сбалансированными считаются 4-х поршневые суппорта, по два цилиндра на колодку. Благодаря этому происходит мгновенный отклик на педаль тормоза. Самые упоротые конфигурации строят с парой суппортов на каждое колесо.
Шланги
Это отдельный вид расходов, как кабеля для автозвука, о которых никто, никогда не думает. Улучшенные тормозные шланги в процессе эксплуатации не расширяются от давления тормозной жидкости, как изделия из резины, помогают лучше чувствовать педаль, и у них более долгий срок службы. Чтобы убрать раздутие тормозного шланга, его армируют тонкой нержавеющей проволокой, которая имеет специальное, очень плотное плетение, что не дает резиновому шлангу раздуваться от огромного давления, создаваемого при торможении. Благодаря этому тормоза делаются более предсказуемыми, эффективность существенно возрастает и педаль лучше реагирует. Подбирать армированный шланг нужно точно такой же длины, как и штатный: длинный шланг увеличит торможение, а короткий может просто вырвать! Так что с длиной не стоит играться.
Тормозные колодки
Бывают мягкими, средними и твердыми в зависимости от фрикциона. Здесь каждый решает для себя: если автомобиль участвует в соревнованиях, пусть и в любительских, необходимо использовать мягкие колодки — они быстрее изнашиваются, но лучше тормозят. Твердые тормозят хуже, но у них дольше срок службы, хотя они и изнашивают диск. В идеале стоит установить колодки из среднего фрикционного материала: тогда и тормозить будет хорошо, и диск с колодками не так быстро износится
Тормозная жидкость
На хорошей, боевой тормозной системе нужно использовать особую «тормозуху», с большей температурой кипения — стандартная не справится. Естественно — нельзя забывать о системе стояночного тормоза. Вместо механического привода нужно использовать гидравлический. Фирмы-производители тюнинговых тормозных систем высокого качества имеют свое производство. К лидерам тюнинговых тормозных систем относятся такие компании, как Brembo, DELPHI, Hamann, Nissin, Mugen и StopTech и Endless.
Подытожим.
Если хотите в автоспорт, хоть даже и как любитель — тут, опять же, сам бог велел. Без хороших тормозов, на треке делать нечего. Полный тюнинг тормозной системы — крайне желательное действие для автомобиля, на котором предполагается участвовать в различных гонках. Однако, как и в любом деле, нужно знать меру и понимать, для каких условий и показателей этот самый тюнинг необходим. Так что при грамотном подходе можно заметно повысить эффективность одной из важнейших систем автомобиля, потратив на это не самые большие деньги.
В общем, Авто-всезнайка ставит вердикт: «ОДОБРЕНО». Всегда ваш, всегда с вами.