Президент США Дональд Трамп стал своеобразной иконой для политиков, считающих, что карантинные меры могут принести больше вреда, чем пандемия коронавируса. На его слова ссылаются международные лидеры и однопартийцы. Судя по всему, американский лидер уже сам отказался от подобных взглядов, но в Республиканской партии позиция «лучше умереть, чем позволить экономике остановиться» все еще популярна.
На прошедшем 1 апреля в Белом доме пресс-брифинге журналисты спросили президента США, не вселил ли он в американцев ложное чувство безопасности, когда говорил, что пандемия коронавируса COVID-19 быстро пройдет. Отвечая на этот вопрос, Дональд Трамп сделал признание: «Я знал все. Я знал, что это может быть ужасно».
Однако до сих пор заявления главы государства никогда не давали повода заподозрить возможность «ужасного» сценария.
Первый случай коронавируса был зафиксирован в США 21 января. На следующий день Трамп заявил: «У нас все под контролем. Это всего один человек, приехавший из Китая. Все будет хорошо». Спустя месяц его риторика никак не изменилась. В конце февраля он утверждал, что число заражений коронавирусом в скором времени будет близким к нулю. А еще через месяц Трамп пообещал, что снимет карантин к Пасхе, 12 апреля.
Свое отношение к вирусу Трамп объяснял простой формулой — «лекарство не может быть хуже болезни».
Закрытие границ, самоизоляция граждан и другие карантинные меры неизбежно оказывают негативное влияние на экономику. И, по мнению американского лидера, это влияние может быть еще более пагубным и смертоносным, чем пандемия. «Нам нужно вернуться к работе. Можно разрушить страну таким образом, прекращая работу в ней», — призывал он граждан.
«Ужасные мейнстримные СМИ — основная сила, которая пытается заставить меня держать нашу страну закрытой как можно дольше в надежде, что это помешает моему переизбранию, — писал он в Twitter ровно неделю назад. — Настоящие люди хотят вернуться к работе как можно скорее».
На фоне этих заявлений США стали абсолютным мировым лидером по числу заражений COVID-19. Более двухсот тысяч зафиксированных случаев. Выздоровели восемь тысяч человек, погибли — почти пять тысяч.
Экспертное сообщество стало прогнозировать, что уровень смертности в США может достичь миллиона и более человек, после чего Трамп был вынужден выступить с «успокаивающим» заявлением: «Если нам удастся сократить количество смертей до 100-200 тыс. человек, это значит, что мы хорошо поработали».
Когда Трамп признался, что знал о масштабах грядущего кризиса с самого начала, он объяснил все свои предыдущие заявления просто: «Я не хотел быть пессимистом».
С этой небольшой задачей американский лидер справился отлично, и даже более того — его оптимизм оказался заразен. Теперь среди членов Республиканской партии популярна мысль, что карантин — это вредная, а не обязательная мера.