Найти в Дзене
Письма душанбинца

Мистическая история про наркоторговлю на Памире

Эта история рассказана знакомым альпинистом

В горах Памира в 1993-1997 было голодно и опасно. Шла гражданская война в Таджикистане, и этот регион после крушения СССР остался без работы, денег, еды, и поставок от внешнего мира. Спасением в своё время стали гуманитарные грузы, которые отправлял Ага-Хан, но это уже другая история.

Некоторые местные мужики сворачивали свои ковры, грузили лампы и прочие домашние вещи, и шли через границу в Афганистан – разумеется, незаконно. Там они меняли домашний скарб на наркотики, и шли с ними обратно, а потом через границу в Киргизию. Продав всё в Оше, они покупали муку, масло и чай, и отправлялись домой.

В Афганистане, как рассказал мой собеседник, с ними зачастую обращались просто как с животными, пользуясь своей безнаказанностью. Несмотря на то, что это тоже были таджики, памирцы, бадахшанцы, родственники, разделённые некогда государственной границей. Сам поход по горам Памира это уже опасное предприятие, а здесь ещё незаконный переход границы и бандитизм – смертельный риск. Могли убить по щелчку пальцев.

На пути в Киргизию они узнали от пастухов, что впереди их поджидают военные. Было принято решение идти по другому ущелью.

Выжил только один. Он обезумел, и до сих пор пасёт где-то скот. Объяснить, что там произошло, он не смог. Пастухи находили тела по двое, по трое, по одному, разбросанными по ущелью. Никаких следов насильственной смерти на них не было видно, только выражение ужаса на лицах. Тела погрузили на ишаков, отвезли, и похоронили. Никакой судмедэкспертизы тогда и близко не было.

Безумец говорил что-то о мистических, странных вещах, произошедших с ними, но его никто не понял.