Фрэнк Заппа конечно сказал «писать о музыке все равно, что танцевать об архитектуре». Но, думаю, что это его высказывание относится к попыткам описать вербально непосредственный музыкальный опыт.
Если же подойти к явлению музыки, как к философскому или историческому явлению, то литература как инструмент может оказаться в этом случае более чем состоятельной.
Я постоянно собираю новые книги, посвящённые музыке. Часто делаю это впрок. Вот, кажется, наступило время разобраться в книжных запасах. А заодно поделиться ими с вами.
Итак, часть первая:
1. Ляля Кандаурова «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику» (Альпина Паблишер, 2019)
Книга разбита на несколько смысловых частей с заголовками типа «Симметрия», «Рыбы», «1888». И в каждой, словно нанизанные на основную тему, содержатся несколько историй, которые увлекательно рассказывают о странных и неизвестных фактах из жизни композиторов и их произведений. И вся эта чехарда выстраивается в стройную картину мира каждого творца. Эта книга определенно заставит вас полюбить классиков.
2. Саймон Рейнольдс «Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого» (Белое яблоко, 2015).
Известный британский музыкальный критик и журналист неожиданно решил рассмотреть европейскую поп-музыку с точки зрения философии и социологии. Оказывается поп-материал отлично выдерживает подобные попытки. И смысла в поп-музыке прибавляется.
3. Ольга Манулкина «От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века» (Издательство Ивана Лимбаха, 2010)
Увесистый кирпич, содержащий наверное самое полное исследование американской нео-классики и всех примыкающих к ней жанров, направлений и персоналий. Мне кажется, даже в самой Америке никто не сделал более полного и подробного материала. И да, после прочтения книги понимаешь, что современная классика это не то что не скучно, это невероятно современно и увлекательно
4. Алекс Росс «Послушайте» (Астрель, 2012)
Первая из двух книг американского музыкального журналиста, в которой он рискнул соединить в одном смысловом потоке классику и современную поп-музыку. Оказывается, пересечений, совпадений, перекличек - миллион. И вся музыка развивается нелинейно. Для неё по сути нет времени. Не поток, а поле. Или змея, кусающая собственный хвост.
5. Джон Сибрук «Машина песен. Внутри фабрики хитов» (Ад Маргинем, 2016)
Автор наделал много шума своей первой книгой Nobrow, о том, что не существует разделения на массовую и высоколобую культуру.
В этой книге Джон отправляется на исследование механизмов создания стопроцентных хитов. Ищет законы, по которым они создаются. И пытается анализировать, насколько точно можно прогнозировать успех песни в будущем. И можно ли с уверенностью утверждать, что произведение, приготовленное по проверенному рецепту, получит гарантированную популярность.
Пока остановимся на этих пяти книгах. Надеюсь, их хватит вам на ближайшие несколько дней. А к тому времени будет готов новый обзор.
У меня все эти книги есть физически, но уверен, что каждая из них точно отыщется на просторах сети.
Приятного чтения.