Кто сегодня помнил бы Черномырдина, не будь он своим своеобразным косноязычием афористичнее Конфуция.
И вот один из них.
«Лучше водки хуже нет».
И по аналогии простой, прямой и суровый вопрос: может ли быть психотерапия хуже смерти?
Может. И вот почему.
Есть масса разговоров про то, что курильщику с большим стажем подчас вреднее резко отказаться от табакокурения, чем умеренно продолжать. Срочный отказ может спровоцировать кризис, не совместимый с жизнью.
С психотерапией подчас может быть аналогичное. То есть, оставить личность продолжать мучиться в своей «неправильной» модели существования бывает безопаснее, чем дать ей «свободу» от оной.
Особенно «грешат» свободобесием гештальтисты. Их хлебом не корми, дай человеку свободу. Это можно, то, треть, и даже четвертое. И начинается разнос, симбиоз, формируемый десятилетиями, летит ко всем чертям вверх тормашками.
Попадись ортодоксальному гештальтисту дисгармоничная семья, и начинается гештальт-экзорцизм по выпрямлению отношений. Если он происходит ломкой через колено, то прощай прошлое, здравствуй «вы пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать его ожиданиям». Дети побоку, структура, держащаяся на ценностях (пусть они сто раз вымышленные), рассыпается. И человек оказывается как рыба, брошенная на пляж, в полной свободе, готовый к изменениям.
А если у него нет денег на психотерапию, или свободобесие потухло за отсутствием топлива вседозволенности? Пропала семья, и личность не всегда сохранится.
Психоанализ опирается полностью на прошлое. До будущего ему дела нет.
НЛП, напротив, полностью грезит будущим, игнорируя прошлое и настоящее. Иначе не получила бы такого распространения «краткосрочная» психотерапия.
Что такое краткосрочная? Та, за которую готовы заплатить, чтобы быстро и эффективно.
Как сочетаются десятилетия работы психоаналитика и одноразовая сессия нэлпера? Никак.
У гештальтистов своя зацикленность – переживания настоящего.
Есть техника безопасности, экологическая проверка, обратная связь и супервизия. Но попробуйте догадаться о решении психотерапевта, когда работа сулит материальную выгоду. Сравнение с марксовским капиталистом, который за 200 процентов маму продаст слишком прямое, но кто не видел алчного коуча, тот не увидит и высокодуховного и бескорыстного психотерапевта.
Есть ли они в настоящее время, большой вопрос. И, сдается, риторический. Скорее – нет, чем есть.