Найти тему
Galochka

Дистанционные экскурсии в Средневековье. Продолжение.

Путешествие в Русь средневековую с помощью шедевров живописи находящихся в Государственной Третьяковской Галерее и не только.

Основатель галереи, Павел Михайлович Третьяков, в своем музее хотел показать "русскую школу, как она есть" и собрал поистине великолепную коллекцию иконописи. Ведь именно оттуда берет свое начало русская живопись. Знаменитые лаковые миниатюры, за которыми так гонялись иностранцы в СССР, вплоть до 70-х годов прошлого века еще писались по всем правилам иконописи, с применением тех самых техник, учениками великих мастеров иконописи. Поэтому им "цены не было" на рынке искусства, уже не было на прилавках магазинов, но кое-какие предприимчивые люди уже их скупали и обменивали на иностранные товары прямым бартером где-то в переулках у Красной площади.... Но это тема для отдельной статьи (не 88-й, если вы понимаете о чем я ;), но следующей).

Но, вернемся в наше средневековье. В Третьяковской Галерее среди собрания древнейшей живописи хранится самая ранняя из сохранившихся икон Спаса Нерукотворного.

Вторая половина XII века. Новгород. (77х71) Третьяковская Галерея, Москва
Вторая половина XII века. Новгород. (77х71) Третьяковская Галерея, Москва

Это двусторонняя икона, выполненная на дереве, на оборотной стороне которой изображен главный символ христианства "Прославление Креста". Это самая известная икона среди всего исторического наследия и я не буду подробно останавливаться на ее описании. Скажу только, что по способу изображения Спасителя можно увидеть что самые ранние русские иконы были близки к фрескам - строгий и изысканно тонкий Новгородский стиль вторит Византийским фрескам.

Особое место среди древнейшей русской иконописи из собрания музея занимает образ Богоматери Владимирской. Это самая чтимая и самая известная из всех русских икон.

Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. (104х69). Дерево, темпера
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. (104х69). Дерево, темпера

Эта икона была привезена в Киев из Константинополя около 1130 года и была помещена в Вышгородском девичьем монастыре. Село Вышгород тогда принадлежало сыну Юрия Долгорукого - благочестивому князю Андрею Боголюбскому. Ему стали сообщать, что икона сходила со своего места и парила в воздухе, как будто желая переменить место. Князь решил перевезти икону в свой удел - землю Суздальскую. По пути всего следования перед иконой постоянно служили молебны. После того, как миновали Владимир, лошади вдруг остановились на берегу Клязьмы и не желали идти дальше. Князю Андрею Боголюбскому было видение, что Богоматерь велела оставить образ ее во Владимире и построить в честь Нее храм. Князь так и сделал - построил собор Успения Богоматери, поместив там эту икону и украсив ее дорогим окладом. С 1155 года эта икона стала именоваться иконой Божией Матери Владимирской и ныне считается национальной святыней России.

Ныне древняя Владимирская икона Божией Матери с 1996 года вновь вернулась в храм и находится постоянно в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

Другая известнейшая Владимирская икона Божией Матери написанная Андреем Рублевым в XV веке находится в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в г. Владимир.

Владимирская икона Божией Матери прп. Андрея Рублева, XV век. г.Владимир
Владимирская икона Божией Матери прп. Андрея Рублева, XV век. г.Владимир

На иконе преподобного Андрея Рублева Божия Матерь нежно склоняет голову к доверчиво прильнувшему к Ней Младенцу, ласково обнимает Своего Божественного Сына и одновременно тихо обращается к Нему с молитвой как к всемогущему милосердному Богу. Образы Матери и Сына – просветленные, радостно-мирные. В них нет вселенской скорби древнего оригинала. На владимирской иконе у Матери и Сына как будто одно любящее, всепрощающее сердце. Между ликами Богоматери и Богомладенца нет разделения, как на древней иконе. Их выражение очень напоминает выражение образов росписей Успенского собора 1408 года: кроткое и нежное, любовное и сострадательное. Как преподобный Андрей Рублев смог выразить в известном произведении гармонию и взаимную любовь Пресвятой Троицы, так и на этой иконе он выразил гармоничное единство Приснодевы и Ее Божественного Сына.

Возвращаясь к князю Андрею Боголюбскому и великому образу Богоматери Владимирской, благодаря которому он построил Успенский Собор во Владимире - в 1238 году, когда татары взяли город штурмом и подступили к стенам Успенского собора, в нем укрылись многие горожане, семья князя Георгия Всеволодовича и епископ Митрофан. Осада была жестокой, но это уже другая тема.....

Так на Руси творилась История. Так же плотно переплетается с ней история искусства русского.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие интересные и познавательные статьи.