Найти тему

"Класс: Сталкер" - неприятная подделка под литературу

С каждой прочитанной (ладно, на этот раз я не читала, а слушала) книгой я все больше разочаровываюсь в этом жанре.

Если обратите внимание на описание книги, то можете даже подумать, что не все так плохо. В купе с рейтингом, названием и даже прологом (уже в котором гг себя показал не с лучшей стороны, на самом деле), я надеялась на занимательную историю с отсылками к Стругацким или хотя бы - к игре. Но нет. Причем "нет" относится как к отсылкам, так и к занимательности происходящего.

На самом деле, даже игровые логи и попытку разобраться в системе можно описать интересно. Как пример, правда, приведу не отечественное лит.Рпг, а японскую новеллу "Мастера меча онлайн", более известную как САО... или же "сало". Там самой механике игрового процесса уделена как минимум четверть истории.

Аниме, правда, потеряло эту особенность новеллы, превратившись в типичный гаремник в нетипичной (для года выхода тайтла) обстановке.
Аниме, правда, потеряло эту особенность новеллы, превратившись в типичный гаремник в нетипичной (для года выхода тайтла) обстановке.

Впрочем, среди русского лит.Рпг тоже есть образчики, где много времени уделяется механике игры, а не всеобщему нагибаторству. Файролл вот... Серию, правда, подвел гг. Если бы не его откровенный непрофессионализм и нелюбопытство, книга была бы в разы лучше, в т.ч. и с точки зрения описания механики. Товарищ Баевский же в этом плане советует цикл "Игра кота".

Итак, снова по пунктам. Плюсы (даже не высосанные из пальца, а вполне себе жирные) против минусов.

Первое - язык. Возможно, конечно, это целиком и полностью заслуга диктора (что, впрочем, маловероятно. Даже самый лучший диктор из говна конфетку не сделает), но текст не является ни слишком простым, как у многих образчиков жанра, ни даже перегруженным. И характеристики персонажа нам показаны не в виде сухих таблиц, а наглядно.
Но, увы, есть здесь ложка дегтя. Автор грешит близкими повторами однокоренных слов. Притом - абсолютно бессмысленными. Например, подумал главный герой, что уже можно расслабиться и разливать соловьиные речи (именно так и подумал, да), как его собеседница ехидно замечает, мол, гляди-ка, расслабился и соловьем запел.
Но и это еще не все. Вторая ложка дегтя заключается в том, что автор не умеет связывать сцены между собой и удерживать подходящий настрой для сцены. Где нам должно быть страшно за главного героя - он выглядит смешно, а где должен вызывать сопереживание - он раздражает.

Второе - все персонажи в книге так или иначе влияют на продвижение сюжета или раскрытие гг. Статистов ради статики просто нет. Даже кошка с собакой уместны, за что автору респект, правда.
Однако персонажи абсолютно плоские и ничем иным кроме двигателя сюжета не являются. Перед нами раскрывается только главный герой, об остальных, даже об их интересах - автор не говорит.
И снова у автора явно какие-то проблемы с женщинами. Такие карикатурные характеры я последний раз видела в "одна за всех". Но, хотя бы не все они у него стервы, что радует.
Да и как ведут себя дети и в каком возрасте что они делают автор себе представляет весьма отдаленно. Ну нельзя парня играющего в доту успокоить выданным телефоном с мультиками. Не четыре годика уже как бы. Да и по стилю речи ребенка складывается впечатление, что ему порядка лет пяти, что никак не соотносится с смыслом его фраз.

Третье - ГГ хоть и неприятный (лично мне) человек, но не крыса. И ведет себя весьма логично и рассудительно как для того, на кого из ниоткуда свалилась непонятная система. Он не отбрасывает свое прошлое и не начинает свысока смотреть на своих старых друзей. Опять же, за своих - горой.
Почему же он мне неприятен? Если опустить то, что мне совершенно не близки его ценности, то ответ прост - белоплащенизм. Все плохие, один я хороший. Особенно мне понравилось "я, конечно, ничего против США не имею, но гады они все же, звезднополосатые, вон, подсуетились уже, хотят меня сманить к себе, хитрые какие" - практически дословная цитата из начала книги, где гг разбирает приглашения в игровые кланы.

Ну и четвертое - наблюдать за тем, как главный герой изучает систему - интересно. И за тем, как встроена система в реальный мир - тоже интересно.
А вот логи - скучно слушать. Если все рассуждения вокруг статов и того на что они влияют написаны хорошо, то вот зачитка тех сообщений от системы, что гг оставляет на потом вгоняет в сон, поскольку автор начинает по сути заново описывать и разбирать промелькнувшие буквально парой сцен назад действия. Опять же, многочисленные флешбеки и пояснения о прошлом гг построены тоже максимально скучно. И... заявленное в них совершенно не соответствует тому, что можно видеть перед собой.

Про переход между локациями и о самих сценах действия... Вот представьте, что за одной дверью у вас сибирская зима, за второй - угольные шахты, за третьей - вьетнамский джунгли, а за четвертой - покои английской королевы. И все эти места разделяет буквально пара мгновений на открытие двери. Представили? Поздравляю. Теперь вы имеете представление о том, как выглядит мир по мнению автора книги.
Про переход между локациями и о самих сценах действия... Вот представьте, что за одной дверью у вас сибирская зима, за второй - угольные шахты, за третьей - вьетнамский джунгли, а за четвертой - покои английской королевы. И все эти места разделяет буквально пара мгновений на открытие двери. Представили? Поздравляю. Теперь вы имеете представление о том, как выглядит мир по мнению автора книги.

И вот, казалось бы, все это я могу стерпеть, вон, прецеденты такого прочтенного даже уже здесь на дзене были... Но нет. Есть минус, который лично для меня ставит на серии решительный крест. И он очень банален.

Автор так незаметно, походя, поливает абсолютно всех и вся говном. Читать (в моем случае - слушать) книгу, где на каждую положительную оценку приходится язвительный комментарий, стремящийся опустить если не персонажа книги (любого, кроме главного героя и его сына) то самого читателя мне неприятно.