Найти тему

Борис Машук "Ошибка"...

Для начала стоит немного рассказать об этом писателе, так как известен он, к сожалению, немногим.

Б. А. Машук.
Б. А. Машук.
Борис Андреевич родился в г. Свободном Амурской области. Рано потерял родителей. Воспитанием мальчика занимался дед. В годы службы Борис Машук начал сотрудничать военкором в газете «На боевом посту». После демобилизации работал монтажником, строителем. В эти же годы начал пробовать себя в литературном творчестве. Один за другим публикуются его рассказы: «Васькины часы», «О чем гудят провода», «Зажигалка», «Савельич».
В 1978 г. вышел сборник рассказов о военном детстве «Горькие шанежки» – книга, которая завоевала искреннюю любовь читателей и получила высокую оценку таких мастеров русской литературы, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.
-2

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести оставили неизгладимый отпечаток на сознании людей и имели тяжелые последствия для всего народа. В годы войны испытывали страдания и горести не только взрослые, но и дети. Дети и война – это два несовместимых понятия, ведь война ломает и калечит их судьбы, но дети наравне со взрослыми трудились и всеми силами пытались приблизить День Победы, терпя все лишения этого ужасного времени.

Дети войны...
Дети войны...

Тему военного детства поднимает в своем рассказе «Ошибка» Борис Машук. Он показывает жизнь детей, живущих в не большом поселке. Главным героем является мальчик Ваня Колёсин: «Тихий, робкий, смугловатый с лица, он всего на свете боялся. Не любил он громкого озорства, шумной игры и потому больше в стороне держался». На мой взгляд, автор не случайно называет мальчика именно так, ведь имя Ваня – исконно русское, означающееся «помилованный Богом». Интересен тот факт, что во время войны немцы так называли всех русских.

Борис Машук поднимает проблему таланта, так как «больше всего на свете любил Ваня рисовать», но страшно, что в такое время мальчик рисует не только картины мирной жизни: «а потом с листа вдруг четко проступают то голова человека, то лошадь, а то самолет, белка на ветке или танк, едущий по склону бугра». В одном ряду с рисунками животных стоит танк, который совершенно не вписывается в эту картину, но на данный момент является неотъемлемой частью жизни детей.

-4

Мы понимаем, что у Вани талант, когда он очень правдиво изображает рысь: «на рисунке рысь глядела из клетки с такой тоской, что всем становилось жалко вольного зверя».

Учительница, замечая талант Вани говорит, что ему бы учиться, но страшно то, что мальчик, имея такой талант, не имеет возможности продолжать его развивать, ведь война поломала уклад жизни всех людей, но дети войны тем не менее продолжали жить, учиться, дружить, ценить человеческие отношения.

Краски, которыми рисовал Ваня, были самым дорогим, что у него было, ведь достались они ему тяжёлым трудом: «нет, не простой оказалась работа…а тут еще холодный ветер…и дождик то и дело принимался моросить. Но ребятишки выходили и на третий, и на пятый, и на седьмой день». Так вышло, что Ваня старался больше всех ребят и получил премию. Дети военных лет умели ценить простые вещи, умели любить жизнь не за материальные ценности, не за кажущееся благополучие. Они просто любили ее во всех проявлениях, несмотря на войну, на ее тяготы и лишения.

Дети продолжали ходить в школу, которую считали радостью: «но как ни холодно, как ни далеко ходить, а в школе всегда лучше, чем дома. Тут собирались вместе, и всем находилось занятие. А главное, всегда что-то новое открывалось».

-5

Дети начинали подготовку к Новому Году: Ваня нарисовал елку "зеленую, с нарядными и веселыми игрушками, со свечами и блестками на концах веток». Пусть сейчас ребята не могли украсить ее так, как было до войны, но они всеми силами старались не унывать и продолжали создавать атмосферу праздника. «А свою школьную елку ребятишки наряжали большими игрушками самодельными – ленточками, домиками из спичечных коробков, бусами из фасолин или ягод шиповника, кедровыми шишками». Дети даже получали подарки.

Но однажды заболела их любимая учительница – Нина Васильевна. И ребятам в школу прислали нового педагога. Наше с ней знакомство начинается с портретной характеристики: «когда вошла учительница, Ваня даже подивился на нее – молодую и красивую. Таких нарядных он видел только на цветных картинках и журналах. Лицо у учительницы светлое, глаза большие, а волосы завиты и вроде высокой шапки надо лбом поднимаются; темная юбка, толстый свитер под синим костюмом, легкий шерстяной платок на плечах и белые чесанки на ногах, с союзками из желтой кожи». Этот портрет кажется совершенно невообразимым, каким-что чуждым для военного времени, он совершенно контрастирует с жизнью детей, которые носили худую одежду, питались «харчами постными». Ваня, который любил Нину Васильевну, глаза которой всегда светились добротой, любовью к детям, нарисовал портрет новой учительницы, Светланы Яновны, отличительной особенностью которого были глаза «с едва уловимой добротой».

Светлана Яновна не относилась к детям с любовью, она насмехалась над ними, обижала детей своим отношением к ним. «Ваня поднял голову, глянул на учительницу, и внутри у него что-то похолодело. Светлана Яновна улыбалась, но Ваня видел, что улыбается она только лицом, а большие глаза неподвижны, будто льдинки». Не спроста автор использует такое сравнение, ведь глаза являются зеркалом души, ее отражением. Неоднократно в описании учительницы писатель использует эпитет «красивая»: «покачала красивой головой, красивое лицо ее покрылось пятнами, нарядно-красивая.

Светлана Яновна не занималась детьми, давая им самостоятельные задания. Совершенно не соответствует молодой педагог образу настоящего учителя, любящего своих детей, заботящихся о них, переживающего за их судьбу. «А сама уходит в комнатку за перегородкой или устроится за столом с толстой книжкой, закутается в теплую шаль и сидит, будто никого больше и нет в классе. А уж потом, проверяя задание, сжимает губы и, приговаривая негромко «Неучи толстолобые!», черкает в тетрадках красным карандашом, выводя жирные колы и двойки». Ее совершенно не интересуют дети, главное, что ей тепло, комфортно и ничего не беспокоит. Даже в день «дровяного труда» Светлана Яновна не находится с детьми, не помогала им, а только лишь растолкала всех своих учеников, чтобы выхватить патрон с письмом, который скинул ей ее жених-летчик. Она эгоистка, которая заботится только о благополучии собственной жизни, поэтому и получила от детей послание на снегу «лечик и училка целуюца».

На следующий день «вошла она прямо с улицы, с красным и алым лицом. Не снимая шубки (опять автор подчеркивает ее одежду, по сравнении с детьми) , встала у стола, оглядывая класс сверлящими глазами».

«Светлана Яновна схватила Ваню за руку и выдернула его из-за парты. Он вылетел в проход, но зацепился валенком за стойку и грохнулся на пол, ударившись лбом о соседнюю парту. От боли Ваня тут же вскочил, глянул на учительницу с недоумение и ужасом. Всем существом он чувствовал, что совершается что-то несправедливое и обидно жестокое, хотел сказать что-то, но сильная рука ухватила его за плечо и толкнула к двери».

Интересно то, что она даже не признает своей вины и во всем винит мальчика, потому что, по ее мнению, именно он нарисовал ее портрет и написал надпись на снегу. Председательница тетка Мария, защищая мальчика, говорит учительнице, увидев ее портрет в его альбоме «Вот где он вас нарисовал, видите?..не серчай, но на этот раз ты ошибся…ты это чужой портрет нарисовал».

Борис Машук поднимает в своем произведении еще одну важнейшую проблему учительского труда, взаимоотношений между детьми и педагогом. Учитель – это не обычная профессия, это именно призвание, поэтому не каждый может стать истинным педагогом. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно - радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности. Вклад, который вносит педагог в становлении каждого ученика оставляет след на всю жизнь.
-6