Пример того, как более тысячи лет назад му'тазилиты воспринимали и преподносили свое направление в убеждениях.
Пишет кадий ‘Абдуль-Джаббар (ум. 415 г.х.) в книге «Превосходство му'тазилизма и поколения му'тазилитов»:
«... Что он (хорезмшах) желает, чтобы я составил книгу о том, что мазхаб му'тазилитов и является тем, что исходит из разума, Корана и Сунны. И что именно через него прошли саляфы и халяфы. Ведь позиция ташбиха ("уподобления Аллаха творениям") и джабра («принуждения в предопределении») появилась постепенно со стороны людей, у которых не было знания, а затем она распространилось по причине таклида (в убеждениях) и следования простого народа.
И я посчитал обязательным поспешить, чтобы знал господин амир... что он в том, чего придерживается, является соответствующим посланнику, мир ему, и имамам, и что тот, кто противоречит ему, противоречит и им».
Пер.: Джамбулат аш-Шаркаси (аль-Джаркаси).
Таким образом, то, как человек себя называет, к кому относит и чем описывает, имеет очень небольшое значение. Название ничего не гарантирует и не делает своего самоназванного носителя избранным глашатаем категоричной истины во всех вопросах.
О своем следовании саляфам говорили кадариты-му'тазилиты (как показано выше), джахмиты-захириты, ашариты, матуридиты, ханбалиты-тафвидиты, имам Ибн Таймия, недждийские шейхи и группы из их современных последователей.
Кроме того, все мусульмане, если прислушиваются к исламским ученым любой группы из ахлю ас-сунна, то так или иначе следуют Корану, сунне и саляфам. (Ханбалиты говорят, что, истолковывая качества Аллаха, ашариты противоречат пути саляфов. Ашариты же считают, что принципы их истолкования также исходят от саляфов) Ведь именно на этом основана вся религия. Никто из ученых не заявлял, что он не следует Корану, отвергает сунну или не принимает единогласное мнение какого-либо из поколений саляфов (не считая обратной позиции некоторых захиритов).
Ред.: Мунтака.инфо