Найти в Дзене
Women's Day

Фрида Кало: она выражала свою боль через картины

Дочь Мексики Представьте себе Мексику. Эту колоритную, разноцветную, пеструю, солнечную, теплую страну. А теперь представьте, как давным-давно в уютном голубом домике на одной из улиц старого района Мехико родилась девочка, которой суждено было стать талантливой художницей, одной из самых известных женщин своей страны. Ее назвали Магдалена Кармен Фрида Кало-н-Кальдерон. Девочка с самого детства росла взбалмошной и эксцентричной. А еще у нее хорошо было развито воображение: она придумывала себе друзей, чтобы не гулять порой в одиночестве. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве» Одиночество, казалось, начало ее преследовать с самого детства. Все началось с того, что Фрида в возрасте шести лет тяжело заболела полиомиелитом и долгое время была вынуждена провести в постели. В бесконечные дни заточения дома она развлекала себя сама. Через некоторое время после выздоровления у Фриды перестала расти правая нога. Естественно, девочка стеснялась этого изъяна и старалась в

Дочь Мексики

Представьте себе Мексику. Эту колоритную, разноцветную, пеструю, солнечную, теплую страну. А теперь представьте, как давным-давно в уютном голубом домике на одной из улиц старого района Мехико родилась девочка, которой суждено было стать талантливой художницей, одной из самых известных женщин своей страны. Ее назвали Магдалена Кармен Фрида Кало-н-Кальдерон. Девочка с самого детства росла взбалмошной и эксцентричной. А еще у нее хорошо было развито воображение: она придумывала себе друзей, чтобы не гулять порой в одиночестве.

Маленькая Фрида
Маленькая Фрида

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве»

Одиночество, казалось, начало ее преследовать с самого детства. Все началось с того, что Фрида в возрасте шести лет тяжело заболела полиомиелитом и долгое время была вынуждена провести в постели. В бесконечные дни заточения дома она развлекала себя сама. Через некоторое время после выздоровления у Фриды перестала расти правая нога. Естественно, девочка стеснялась этого изъяна и старалась всячески скрыть его: набивала ботинки ватой, надевала по четыре чулка на ногу. Однако, одноклассникам все равно удалось это заметить, и они начали дразнить Фриду. Фрида очень злилась, ругалась, но не могла ничего сделать с этим, поэтому она просто предпочитала проводить время в одиночестве.

Это конец? Или начало?

Как получилось, что Фрида начала рисовать и стала художницей? Тому стала причиной ужасная катастрофа, которая навсегда перевернула жизнь юной девушки Фриды Кало. Однажды Фрида возвращалась домой на автобусе вместе со своим молодым человеком. Влюбленные стояли на задней площадке автобуса, смотрели друг на друга, мило общались… Как вдруг на всей скорости в автобус врезался трамвай. Он практически въехал внутрь салона автобуса, сметая все на своем пути. Бам! И автобус почти сложился пополам, как карточный домик. Фрида чудом осталась жива, однако она не чувствовала свое тело, ее крик заглушал вой сирен скорой помощи.

Даже спустя месяц после аварии врачи не были уверены, что Фрида выживет. За всю последующую жизнь Фриде сделали тридцать две (!!!) операции. Эта страшная трагедия лишила Фриду счастья стать матерью (ее детородные органы были сильно повреждены), и навсегда обрекла ее на сильные физические боли. Но она также стала для Фриды точкой отсчета ее творчества, ее жизнь разделилась на до и после. Все что не убивает, делает нас сильнее. Чтобы отвлечься от мрачных, депрессивных мыслей, девушка попросила у родителей холст, кисти и подрамник, который бы позволил писать картины лежа.

"В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?"
"В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?"

Первыми картинами Фриды стали автопортреты. Художница просто ставила зеркало напротив себя и рисовала… рисовала.

Практически во всех своих картинах Фрида Кало изображает свое физическое состояние после аварии. Здесь показано, что поручень из автобуса, проткнувший ее насквозь, стал причиной ее инвалидности
Практически во всех своих картинах Фрида Кало изображает свое физическое состояние после аварии. Здесь показано, что поручень из автобуса, проткнувший ее насквозь, стал причиной ее инвалидности

Встреча с учителем

Вторым судьбоносным событием в жизни Фриды Кало стала встреча с известным мексиканским художником Диего Риверой. Их знакомство произошло еще до трагедии в автобусе, когда Фрида ходила в государственную школу. Диего Ривера, будучи уже тогда мировой знаменитостью, расписывал одну из аудиторий школы. Школьники частенько приходили смотреть, как работает мастер. Фрида не была исключением. Она не просто наблюдала за мастером, но успела еще и влюбиться в него. Однако спустя некоторое время, Фрида забыла про свою юношескую влюбленность.

Следующая встреча с Диего произошла у Фриды, когда она начала рисовать картины. Она вспомнила о своем давнем знакомом и хотела узнать его честное мнение насчет своих картин. Ей было важно понять, стоит ли ей продолжать писать картины, или оставить это дело навсегда. На Диего ее картины произвели большое впечатление. Следует упомянуть, что Фрида никогда не посещала художественную школу, она лишь прошла базовый курс рисования в обычной школе, а дальше училась сама, изучала работы предшественников и современников.

Так Фрида сама изображала их союз. Картина "Двойной портрет Диего и Фриды"
Так Фрида сама изображала их союз. Картина "Двойной портрет Диего и Фриды"

Любовь всей жизни

После этой встречи Фриды пригласила Диего к себе домой посмотреть другие ее картины. С этого момента между юной художницей и известным мастером закрутился бурный роман. Трудно представить себе более разных внешне людей, чем эта пара.

Фриде – двадцать два года, она молода, красива, стройна, ее карьера только начинается. Диего – уже сорок три, он тучный, неуклюжий и не самый привлекательный мужчина, но при этом большой сердцеед, был женат несколько раз, уже известный художник. Несмотря на их внешнюю дисгармонию, Диего и Фрида прекрасно дополняли друг друга. Она была восхищена его опытом и талантом, а он любил ее искрометный юмор и то, что она не была похожа ни на одну другую женщину. Как говорил сам Диего: «в ней причудливо сочетались беззаботная веселость индейцев и печаль метисов».

Фрида говорила про него так: "Диего, начало, строитель, мой ребенок, мой жених, художник, мой возлюбленный, мой муж, мой друг, моя мать, мой отец, мой сын, я, вселенная, различие в единстве. Но почему я говорю Мой Диего? Он никогда не будет моим. Он принадлежит только самому себе"
Фрида говорила про него так: "Диего, начало, строитель, мой ребенок, мой жених, художник, мой возлюбленный, мой муж, мой друг, моя мать, мой отец, мой сын, я, вселенная, различие в единстве. Но почему я говорю Мой Диего? Он никогда не будет моим. Он принадлежит только самому себе"

Диего и Фриду объединяло кое-что еще. А именно страсть к коммунизму и увлеченность идеями революции. Причем их убеждения сформировались независимо друг от друга, но совместная борьба за новое светлое будущее еще больше сплачивало пару. В итоге, обедневшие родители Фриды, осознавая положение в обществе и богатство Диего, дали согласие на этот брак.

Семейная жизнь Диего и Фриды совсем не была похожа на сказку. Сначала их радость омрачало отсутствие детей. Из-за трагической аварии и перенесенных операций у Фриды не получалось забеременеть. Она с горечью говорила: «Дети – это дни, и здесь я кончаюсь».

Потом Диего просто стал изменять своей жене, и о его романах было всем известно. В том числе и Фриде. Ему постоянно нужно было женское внимание, он был очень импульсивен и не мог быть верным одной женщине. Иногда Фрида претворялась, что ей все равно, и она не обращает на это внимание. Другие разы неистово кричала и плакала. Да и просто рисовала свое отчаяние в картинах.

-6

Предательство близких

Особенно болезненным стало предательство ее родной сестры Кристины. Фрида предложила ей позировать для Диего, которому нужны были модели во время создания картин. Кристина быстро согласилась, а Диего воспользовался моментом и через некоторое время открыто жил с двумя женщинами. Фрида болезненно переживала это предательство, ведь Кристина была ее близким человеком, а больше всего Фриду задевало то, что Кристина была здорова, у нее были дети, и она могла подарить еще ребенка Диего.

Второй шанс

За многочисленные годы брака с Диего Фрида то уходила, то снова возвращалась к нему. Ей было больно, но она так и не могла порвать связь с ним. Они даже разводились, но в итоге спустя год после развода поженились второй раз. Дело в том, что Диего, как и многие творческие люди, был несамостоятельным в бытовом плане, и Фрида его всегда опекала, помогала по хозяйству, оплачивала счета. Второй брак оказался намного удачнее первого, страсти утихли, постоянные упреки и ревность сменились тихим счастьем любящих людей и единомышленников.

"Я обожаю тебя, Диего. У меня такое чувство, будто я оставила ребенка в одиночестве и что ты нуждаешься во мне. Дом без тебя пуст, все мне кажется ужасным".
"Я обожаю тебя, Диего. У меня такое чувство, будто я оставила ребенка в одиночестве и что ты нуждаешься во мне. Дом без тебя пуст, все мне кажется ужасным".

После смерти Фриды Диего резко постарел и утратил интерес к жизни. Женился на своей помощнице по хозяйству, потому что был неспособен самостоятельно управлять бытом и не мог оставаться в одиночестве. Но до конца жизни вспоминал свою Фриду.

Какими бы болезненными не были их отношения, они прожили вместе большую часть своей жизни, посвятив себя служению искусству, идеям коммунистической партии и мексиканскому национализму.

-8

Чувства на полотнах

Живопись для Фриды Кало стала не просто способом самовыражения, а смыслом жизни и бегством от одиночества. С помощью кистей, красок и холста она могла показать то, что чувствует, передать свою печаль и опыт. Объекты и людей на своих картинах она наделяла символизмом. Из-за того, что она рисовала очень необычные, порой ужасающие картины, на которых были натуралистично изображены внутренние части тела; облака, напоминающие демонов; гиперболичные фигуры и объекты, ее стиль часто называли сюрреализмом. Однако, это было не совсем так. Сюрреалисты использовали фантастические сюжеты, чтобы исследовать бессознательное, в то время как Фрида отражала свое физическое и душевное состояние, свой опыт. На ее картинах мы видим агонию, физическую боль после перенесенных операций и душевную боль после многочисленных измен мужа.

"Я не страдаю. Только усталость, и, само собой, часто охватывает отчаяние, которое невозможно описать словами".
"Я не страдаю. Только усталость, и, само собой, часто охватывает отчаяние, которое невозможно описать словами".

У нее была своя уникальная манера, не похожая ни на какую-либо другую. Она писала то, что чувствовала. Например, когда она потеряла ребенка, она взяла в руки карандаш и начала делать зарисовки для нового произведения, чтобы не сойти с ума от горя. Так родилась картина «Больница Генри Форда».

"Мои картины несут в себе состояние боли. Картины заканчивают жизнь. Я потеряла троих детей, картины заменили мне всех. Я считаю, что работа - это самое лучшее".
"Мои картины несут в себе состояние боли. Картины заканчивают жизнь. Я потеряла троих детей, картины заменили мне всех. Я считаю, что работа - это самое лучшее".

На этой картине мы видим саму Фриду, лежащую на больничной койке. Она держит в руках три красных ленты, это - символы артерий. Одна лента соединяет потерянного ребенка с пурпурной орхидеей, которую принес в палату жене Диего Ривера. Другая лента соединяет анатомическую модель нижней части туловища и кости таза, что указывает на причину выкидыша. Улитка является символом медленного течения беременности.

Еще один известный портрет «Две Фриды» был написан в период развода с Диего и изображает душевную боль от потери мужа и раздвоение личности. Фрида в белом олицетворяет прошлую Фриду, женщину с разбитым сердцем, раненую событиями из прошлого. Но эта Фрида в белом связана артерией с другой Фридой, женщиной из настоящего. И хотя она вспоминает Диего, держит его портрет у себя в руке, ее сердце не разбито.

-11

Одними из главных мотивов в творчестве Фриды также были мексиканские национальные мотивы. Фрида любила свою страну, отлично знала историю своей родины, увлекалась фольклором и заимствовала образы, темы, краски из мексиканского народного искусства в свои картины.

-12

Ко всему прочему, она сама была воплощением Мексики. Она любила одеваться в мексиканские национальные костюмы, которые славились своей яркостью и колоритностью. Обычно она носила длинные, многослойные, цветные юбки, и поверх блузы с оборками накидывала шаль. Этот образ дополняли массивные аксессуары – золотые серьги, цепи, дешевые бусы. Ее волосы были всегда уложены в тугой пучок, в который она вплетала разноцветные ленты и цветы. Фрида Кало выглядела величественно: она носила тугой корсет и всегда держала спину прямо.

"Дерево надежды, стой прямо!"
"Дерево надежды, стой прямо!"

Последние годы своей жизни Фрида много болела. Из-за проблем со здоровьем она ушла из жизни рано, ей было 47 лет. Перед смертью она написала в своем дневнике: «Я надеюсь, что уход радостен, - я надеюсь, что никогда не вернусь обратно. Фрида».

-14

Фрида Кало внесла неоценимый вклад в искусство Мексики и в мировое искусство. У нее был свой собственный неповторимый стиль во всем. Она стала путеводной звездой и символом духа не только для своего мужа, но и для всего мексиканского народа.

-15

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Women’s Day. Впереди вас ждет еще больше интересных историй о жизни великих женщин!