Вопрос: Разве ты не замечаешь, уважаемый, что фанатично относишься к ханафитскому мазхабу и к Абу Ханифе?
Ответ: Нет. Однако некоторые люди считают, что отсутствие фанатизма заключается в том, чтобы я заявил об ошибочности своего мазхаба и перешёл на их мазхаб. И что при упоминания имама а'зама (Абу Ханифы), я должен перечислять его «ошибки», которые являются ошибками именно на их взгляд.
Реальный случай.
Один из салафитов - он стремился получить (с иснадами от шейха Абу Кейса) разные виды чтения Корана, но был мешком, готовым разорваться от переполнявшего его невежества - как-то сказал мне:
- Ты фанатичен к ханафитскому мазхабу.
Я ответил:
- Я ханафит, однако, что тебя заставило назвать меня фанатичным, ведь, это является добавочным описанием сверх отнесения к мазхабу?
Он сказал:
- Я провел с тобой три года и обнаружил, что ты считаешь никах без опекуна действительным.
Я сказал:
- Мое мнение о действительности никаха без опекуна исходит из моего бытия ханафитом, ведь это мой мазхаб. Поэтому вполне естественно то, что я буду считать такой никах действительным. Ведь я - ханафит. Но почему ты говоришь «фанатичный»?
Он сказал:
- Потому что тебе следует высказываться в соответствии с «раджихом» («более сильным мнением»).
Клянусь Аллахом, он сказал именно так, слово в слово! Я сказал:
- Так я действительно взял то, что является «раджихом» по мнению имама Абу Ханифы.
Он сказал:
- Нет, тебе следует брать тот «раджих», на который указывают достоверные хадисы.
Я сказал:
- Так я действительно взял тот «раджих», на который указали достоверные хадисы согласно имаму Абу Ханифе. А «раджих», согласно чьему мнению, ты хочешь от меня, чтобы я взял?
Он сказал - и клянусь Аллахом, что это было так, как я рассказываю:
- Согласно шейху Абу Исхаку аль-Хувейни.
Я посмотрел на него, ничего не ответил и ушёл.
Пер.: Джамбулат аш-Шаркаси (аль-Джаркаси).
Источник перевода | Оригинальная публикация
Ред.: Мунтака.инфо