Похвала, правильно преподнесённая ребенку, может стать незаменимым инструментом, если вы хотите изменить нежелательное поведение.
Возможно, вы часто хвалите детей, не задумываясь, в повседневной жизни: «Молодец!» «Ты моя умница!» И это прекрасно, ведь эти слова идут от сердца.
Но если у вас есть цель – исправить какую-либо проблемную ситуацию (ребёнок не желает одеваться/убирать игрушки/делать уроки), следует использовать похвалу особым образом. Ваша реакция на правильно выполненное действие должна быть:
· Эмоциональной – покажите, что вы действительно рады этому успеху
· Точной – скажите ребёнку, за что именно вы его хвалите: «Ты собрал все машинки в коробку! Отлично!»
· Невербальной – важен так же тактильный контакт: касание руки, объятие и т.д.
Будьте внимательны, многие родители из лучших побуждений совершают ошибки, которые потом трудно исправить.
§ Ни в коем случае не говорить, что ваше отношение к ребенку зависит от его поведения («Сделаешь это, тогда будешь хорошим мальчиком»).
§ Не навешивать ярлыки («забияка», «грязнуля») Важно делать замечания именно действиям ребенка, не делая акцент на его постоянных качествах.
§ Подкреплять похвалу ненужным «прицепом» с негативной окраской («Ты собрал все машинки в коробку! Отлично» и за этим не должно следовать «Вот если бы ты всегда так делал, а не 1 раз в месяц») Такая «добавка» нейтрализует положительное действие похвалы.
Результаты могут быть заметны не сразу, но если вы нацелены на успех и запаслись терпением, постоянная практика похвалы обязательно принесёт свои плоды. У вас всё получится!
Использованы материалы лекции Алана Каздин, профессора психологии и детской психиатрии Йельского университета