Отношение Ленина к религии часто оценивалось как негативное. В период СССР речи вождя использовали для обоснования борьбы против религиозных организаций. Однако не стоит рассматривать позицию Ленина как тотально антирелигиозную, и вот почему.
В работе "Социализм и религия" 1905 г. Ленин повторяет представления о религии в марксистском духе:
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах... Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов... Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".
Из отрывка понятно, что Ленин рассматривает религию как негативный пласт культуры, религия работает как средство порабощения в угоду капиталистических элит.
Но в той же работе встречаем следующее:
"Религия должна быть объявлена частным делом... Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью".
Здесь религия не представлена как нечто, что подлежит ликвидации в социалистическом обществе. Религия отдельно, светская жизнь отдельно. В следующей цитате Ленина можно углядеть оправдательные моменты в пользу религии:
"Мы, социалисты, должны поддержать это движение (за свободу), доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией".
В "Проекте речи по аграрному вопросу во второй Государственной Думе" Ленин вообще призывает с уважением относится к любой вере, которая не приводится в жизнь путем насилия и обмана.
"...мы, социал-демократы, относимся отрицательно к христианскому учению. Но, заявляя это, я считаю своим долгом сейчас же, прямо и открыто сказать, что социал-демократия борется за полную свободу совести и относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры".
В работе "Либералы и клерикалы" 1912 г. он высказал очень прогрессивную, даже на сегодняшний момент, идею:
"Мы не против участия духовенства в выборной борьбе, в Думе и пр."
В "Честном голосе французского социалиста" Ленин цитирует мыслителя Голэя о христианстве:
"Когда христианство потеряло свою ценность? Не тогда ли, когда Константин (император Римской Империи) обещал ему доходы и предложил ему, вместо преследований и казней, обшитое галунами платье придворных лакеев?"
Это не обоснование ничтожности христианства, это критика христианства, которое из религии свободы стало религией порабощения.
Проблема Ленина была в том, что его речи чаще всего были направлены против религии. Во всем потоке слов оправдывающие религию элементы казались крупицами, поэтому в СССР вместо мирного сосуществования была настоящая борьба с религиозными организациями.
Ленин стремился не допустить серьезного влияния религии на социально-политическую обстановку, ведь она могла затмить социалистические преобразования. В этом есть внутреннее противоречие идей Ленина.