Итак, приступим. Что нас ждёт после карантина?
1. Обострение психических расстройств и душевных расстройств.
Самоизоляция несколько недель подряд и нормальным людям тяжело даётся, а тем у кого имеются подтвержденные проблемы с головой и подавно. Нахождение в четырёх стенах один на один с собой и с родными выбрасывает наружу все накопившиеся внутренние проблемы. С одной стороны, это приведёт к росту спроса на услуги психологов тех, у кого останутся на это деньги, а с другой — экономическая обстановка сейчас такая, что таких людей будет на общем фоне очень немного. Остальные пойдут… Да куда только не пойдут. К шарлатанам, обещающим волшебную таблетку (мы и в спокойные времена готовы верить в чудо, а во времена турбулентности здравый смысл многим отказывает) и за химическими расширителями сознания. Скорее всего, нас ждёт рост преступности на этой почве. Так что будьте бережны в общении с незнакомыми людьми, да и со знакомыми тоже, мы же не знаем, какие шестерёнки у них в голове во время карантина могло заклинить.
2. Рост числа разводов.
В Китае в некоторых поселениях на карантине уже зафиксирован всплеск требований на развод в местных органах государственной власти. Если взаимоотношения в паре до этого были напряженными, то во время карантина находиться в этом «напряжении» на одной территории становится и вовсе невыносимо. Это опять же приведёт к росту спроса на услуги психологов со стороны тех, у кого останутся на это денежные средства и юристов по бракоразводным процессам. Тем же, кто сильно потеряет в деньгах во время кризиса и кому не по карману будет воспользоваться услугами психолога и нанять юриста, жизнь может казаться не сахарной. Смотри пункт 1.
3. Осознанное потребление на добровольно-принудительных началах.
Понты окончательно погаснут. Маленький пушистый зверёк, который уже пришёл ко всей мировой экономике пробежится по каждому из нас. Покупатели будут очень придирчиво относиться к балансу цена-качество, долго думать, сравнивать и анализировать перед принятием решения. Рост спроса на более дешёвые продуты с большей пользой и большим смыслом, стоящим за ним. Поддержка дензнаком тех, чьи ценности мы разделяем. Кроме того, я предполагаю разворот в сторону эко-брендов и замены продуктов одноразового использования многоразовыми. Если у вас есть экологичные, экономичные и антидефицитные решения — настал ваш звёздный час.
4. Рост шеринговой экономики.
Нам всем придётся экономить и мы будем стараться искать новые способы для этого не в ущерб привычному качеству жизни. А может, даже с повышением. Предыдущий мировой кризис уже дал нам коворкинги как замену привычным офисам, коливинги как замену аренде квартир, каршеринг как замену владению и аренде автомобилей — это то, что мы уже знаем. Наверняка скоро появятся решения, которых мы ещё не знаем. Карантин предоставил нам много времени на размышления и, скорее всего, он даст толчок новым креативным идеям. Первым по частоте цитирования высказыванием о смысле шеринг-экономики стала фраза одного из респондентов PwC: «Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене». Так что ждём.
5. Смена предпринимательской парадигмы, человекоцентричность и кооперация.
Обострение экзистенциальных проблем сидящих в заточении предпринимателей вместе с намного более острой проблемой «как заработать денег» очень быстро приведёт к пониманию, что старые схемы и методы больше не работают. Вообще. Совсем. Если у вас только не был инновационный по своей сути проект, который в условно сытые времена был нужен горстке таких же инновационно настроенных фриков, а в текущих экономических условиях он одним щелчком встроился в новый здравый смысл эпохи. Типа тех же многоразовых прокладок сегодня или коворкингов 10 лет назад. Тем, кто таким счастьем не обладает, придётся выкинуть в корзину свои порванные шаблоны и посмотреть на рынок как будто видит его первый раз. Честно говоря, в текущем виде мы все его действительно видим первый раз. И посмотреть, какие новые проблемы и потребности вы способны закрыть своими знаниями и навыками. Рост кооперации. Если до недавнего времени наблюдался явный перекос в сторону «сам с усам» по причине того, что заработать деньги из позиции «на первом месте я и мои интересы» было относительно просто, то теперь ситуация нас принудительно разворачивает лицом друг к другу. Способность договариваться, кооперироваться, искать win-win решения, принимать во внимание интересы ближнего — залог даже не то что процветания, а выживания на рынке.
6. Схлопывание сегмента лакшери.
Светить понтами рядом с теми, кому повезло существенно меньше станет ну совсем некомильфо. Этот тренд уже намечался раньше, сейчас он только усилится. Моему поколению и младше золото-бриллианты, товары класса премиум и демонстрационное потребление в принципе по боку, миллениалы и поколение Z в массе своей ценят практичность, удобство, целесообразность обстановке и экологичность, а вот поколению 45+ скорее всего станет грустно, для них это символы удавшейся жизни. Лакшери-индустрия уже на смене поколений начала себя плохо чувствовать, а тут её коронавирус окончательно отправит в нокаут.
7. Падение рынка недвижимости.
Ну тут, думаю, всё понятно. Снижение цен на недвижимость в связи со снижением покупательской способности примерно всех. Не сразу, но особенно сильно прилетит тем городам, где рынок недвижимости был явно «перегрет». Впрочем, Буэнос-Айрес при глобальных кризисах обычно выигрывает. Как завещал Тимоти Феррис: «Когда зарабатываешь доллары, живешь на песо и расплачиваешься рупиями, случаются забавные вещи, и это лишь начало». Зато если вы арендуете жильё или коммерческое помещение, можете попросить владельца о пересмотре условий контракта.
8. Общее ухудшение здоровья населения.
Я, конечно, не медик, но даже с точки зрения здравого смысла сидение взаперти, уменьшение двигательной активности, отсутствие прогулок и полноценных занятий спортом (у нас можно выходить из дома только по крайней необходимости — в магазин и аптеку, тех, кто просто болтается на улице ловит полиция), ограничение социальных контактов, чтение новостей одна другой страшнее повышают стресс, снижают иммунитет и обостряют имеющиеся проблемы со здоровьем. Соседки всю неделю слали в домовой чат мемы о об ожирении на почве карантина и докладывали, кто сколько раз за день заглянул в холодильник. Хуже всего приходится семьям с детьми. Коронавируса мы таким образом, возможно, и избежим, а вот когда выйдем из домов будем разгребать целый букет пост-карантинных проблем. Предвижу в ответ на растущий спрос будет расти предложение со стороны функциональной и превентивной медицины, будет набирать популярность холистический подход, когда организм воспринимается как единая система и вместо лечения симптомов лечат причины. Потому что посыпается здоровье целиком, включая душевное, а не что-то одно.
Карантин по своим глобальным последствиям хуже коронавируса. Судя по тому, что я слышу в выступлениях вирусологов и иммунологов, многие заразившиеся не демонстрируют никаких симптомов, а взаперти сидят все поголовно. Это сейчас без каких-либо оценок, голая и грубая статистика.
Ну и напоследок. Кризис — не повод паниковать.
Да, будет сложно, трудно и больно. Да, будет накатывать отчаяние. Но у русскоязычных предпринимателей есть потрясающее преимущество — это далеко не первый серьёзный кризис в нашей коллективной памяти. Мы не успели ещё расслабиться и привыкнуть к хорошей жизни. Мы умеем быстро мобилизовываться, ужиматься, перестраиваться и стряхивать шелуху. Так давайте этим пользоваться.