и причем здесь железные дороги.
РЖД зафиксировали провал грузооборота в марте 2020 года на 7,3%. Это один из главных индикаторов экономической активности в реальном секторе, и сейчас он сигнализирует о рисках рецессии.
Загруженность РЖД снизилась в марте 2020 года на 5,5% к тому же периоду прошлого года. Грузооборот РЖД, определяемый как сумма произведений объемов грузоперевозок на расстояние перевозки, упал на 7,3% по сравнению с мартом прошлого года.
Почему это важно?
Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории нашей страны это чуть ли не единственный вид транспорта и массовых грузовых перевозок на дальние расстояния.
В марте цены на российскую нефть упали почти в четыре раза ( $13 за баррель!), а распространение коронавирусной инфекции вынудило власти вводить жесткие ограничительные меры (по существу, карантин во многих регионах). Тем не менее железнодорожные грузоперевозки не останавливались на текущей неделе, объявленной президентом нерабочей.
Как мы недавно услышали, "любые расчеты экономического ущерба вторичны, когда речь идет о жизнях и здоровье людей". Однако непублично власти обсуждают вероятность падения ВВП на 5–10% в 2020 году в качестве наихудшего сценария при максимально жестких карантинах.
Экспортные поставки угля сократились на 11,2% к марту 2019 года в связи с уменьшением спроса на твердое топливо в Европе и ограничениями, действовавшими в марте в связи с недостаточной перерабатывающей способностью дальневосточных портов. Аномально теплая погода на большей части территории России также привела к снижению внутренних перевозок угля (-16,6%), указали в РЖД.
Однако пик снижения еще впереди, так как производственные и кооперационные связи только к концу марта стали приводить к остановке предприятий и существенному сокращению спроса на транспортировку грузов.
Именно из-за тесной связи такие индикаторы, как погрузка на железнодорожном транспорте и энергопотребление, могут достаточно четко отражать «температуру» оперативного состояния экономики, в том числе в разрезе дня или недели.