Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далёкие времена на месте городов и деревень стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрыми воинами. А война в те времена, так это было обычное дело. Надо же было нашим предкам земли русские от врага супостатого защищать.
И был на Руси, в те дремучие времена, князь – Владимир - Красно Солнышко. И не сказать, что был он безродным, но поговаривали тогда, что был он незаконнорожденным сыном великого князя Святослава, прижитый был от рабыни. Владимир был смелым и воинственным князем, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Князь наш был человеком религиозным, словом сказать, увлекался он этой религией, да только та религия язычеством называлась.
Хоть и времена тёмные были, но Русь – матушка стала соседями обзаводиться. Каждый намеревался к своей религии склонить: то волжские болгары придут, и давай про мусульманство рассказывать и Магомета своего хвалить; потом иноземцы из Рима от самого Папы католическую веру проповедовали; а хазары так вообще – иудейство.
И вот, последним пришёл грек, посланный из Византии к великому князю.
Долго говорили они, а потом посланник показал князю полотно расписное, а там судилище Господне. Справа праведники стояли, а слева люди греховные. «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева!» - вздохнув, воскликнул Владимир. «А ты крестись, княже, если хочешь праведником стать», - сказал проповедник. Но не послушал его тогда князь, решил разузнать всё – таки подробнее о других верованиях.
И собрал князь тогда своих прислужников: бояр да старцев градских; уговорились они сообща, что князь к иноземцам отправит несколько мужей, а вернувшись, они перед князем с докладом выступят, поведают чего там да как. На том и порешили. И отправились мужи в путь. Пришли они сперва к болгарам. Не понравилось руссичам, какие дела болгары в мечети совершали. Решили тогда к немцам наведаться. Увидели они и храмы, службы в них различные, да только вот красоты никакой. Оттуда двинулись русские мужи в Греческую землю и восхитились красотой храмов, служб и простого люда, не смогли забыть той красоты и в язычестве дальше жить:
«Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не знали, где находимся — на земле или на Небе».
И не знал Владимир что делать, мучился и метался великий князь. Обратился тогда он к своим боярам, и те сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».
И вот, Владимир совсем уже было собирался креститься, но случилась напасть на князя великого. Война князя нашего с греками. Повёл Владимир войско своё статное и храброе к Корсуни. Начались и сражения кровопролитные, и осады долгие. Затворились корсуняне, но был один смельчак. Звали его Анастас, пустил он стрелу в лагерь Владимира, а на стреле той записка с вестью доброй: «Перекопайте и переймите воду, она идёт по трубам из колодцев, которые за лагерем вашим с востока». И пообещал себе тогда Владимир: «Если сбудется это – крещусь».
И тот час же отдал князь приказ, и принялось войско копать до изнеможения, и вдоль, и поперёк. Нашли они всё ж таки ключик свой заветный к победе над греками. Переняли воду.
Сдались корсуняне, не могли они больше жаждой утомлённые, руссичей сдерживать. Вошёл Владимир в Корсунь, послал депешу к царям Василию и Константину, просил, чтобы выдали сестру свою за него, а не то захватит столицу земли Византийской.
А те ему и ответили, что не бывать этому, не пристало христианам с язычниками породниться, девушек замуж выдавать; вот крестишься, тогда её и получишь.
Но не хотела прекрасная девушка, Анной величали, замуж за Владимира. Хоть братья и уговорили её, да только всё равно Анна с тяжёлым сердцем и камнем на душе в Корсунь отправилась.
Прибыла царица, а Владимир захворал к тому времени: разболелся глазами, слаб стал. Да и к тому же Владимир некрещёный ещё был, тогда и посоветовала ему Анна поскорей креститься.
Отдал приказ Владимир, не медля себя крестить. Старцы говорят, будто князь сразу исцелился, а дружинники как увидали какое чудо с князем приключилось, тоже давай креститься.
Возвратился тогда Владимир с женой своей Анной в град прекрасный, столицу всех земель русских – Киев. А князь то наш непростой был, взял он из Византийских земель и сосуды церковные, и иконы расписные. И начал тогда Владимир язычество искоренять, всех идолов порушил, а Перуна так вообще приказал вниз с горы спустить к самому Днепру. И всё тогда дрожало! И приказал тогда Владимир весь люд созывать к Днепру. Стали язычники в Днепр заходить, кто по шею, кто по грудь, даже детей, от роду которым месяц приносили. Крестил Владимир киевский народ.
Стал Владимир по всей земле русской церкви оставлять, Пресвятую Богородицу поставил, велел приводить людей на крещение по всей стране.
Начал людей грамоте обучать, велел у лучших людей детей в книжное обучение отдавать.
Отвергла Русь язычников и нравы их дикие, равной она стала другим христианским странам, расширились тогда и пахотные земли, и вотчины,
больше их стало. Стало христианство религией государство целого, объединила эта религия в себе и светскую власть и церковную. Русь тогда укрепилась для стран других и породнилась с династией византийской. Вошла тогда держава наша в круг культуры византийской, ценностей и искусства. И церковь тогда стала и институтом целым, и как бы вроде организацией стала и всё по образцу византийскому. Расцвела тогда Русь: и ремесло развитие получило, и торговля, земли попытались новые открыть, а потом и торговые пути новые начали складывать, города расти стали. Укрепилась княжеская власть, сблизилась Русь с христианским миром, и укрепились отношения брачные. Да только всё же таки были и отрицательные последствия: стала у Руси способность обороняться от врагов слабая, а люд простой не был готов к переменам таким скоропостижным.
Текст: Анастасия Игнатьева