Современное искусство часто подвергается нападкам. Как правило, абсолютно незаслуженно. Иногда то, что попадает в поле зрения широких, неподготовленных масс, вызывает непонимание, отторжение и агрессию. Обыватель идет на выставку актуального искусства по разным причинам: модное место, известный автор, вход свободный, там классное кафе, сувенирный и проч. Самое страшное для организатора в таком случае - неподготовленный посетитель, тот, что не читает подробных анонсов выставок, не изучает описаний к работам, не знает биографий авторов, а глаз его цепляет то, что на поверхности: пришел, увидел, оскорбился. Некоторые для таких случаев прихватывают баночку мочи, например. В исключительных случаях такое поведение вполне оправданно.
В 2016 году в Центре фотографии имени братьев Люмьер произошел скандал. Здесь выставляли работы известного американского фотографа, мастера детских и подростковых снимков Джока Стерджеса. Довольно часто свои работы он выполняет на нудистских пляжах, соответственно, это фотографии 18 +. Так вот один из посетителей выставки облил работы автора мочой, объясняя это тем, что экспозиция «оскорбляет семейные ценности и провоцирует педофилию». Тогда проект «Джок Стерджес. Без смущения» уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова назвала жутким, а певица Лолита Милявская назвала фотографа больным человеком. Выставку закрыли досрочно. Но мнение посетителей разделилось: кто-то сильно ругал и возмущался, другая же часть аудитории спокойно восприняла искусство.
В 2018 году в галерее 11.12, расположенной в Центре современного искусства ВИНЗАВОД, также произошел неприятный инцидент с запашком. Активисты движения SERB расплескали на выставке зловонную жидкость, облили картины краской и, сняв произведения автора со стены, вынесли их из помещения. Тогда в галерее работала экспозиция «Небесный Иерусалим» скандально известного художника Василия Слонова. Автор рассуждал о «кривой судьбе русской цивилизации» за что и получил столь нелестный отзыв в виде баночки с едкой жидкостью. Посетители возмущались так как, по их мнению, организаторы устроили антироссийскую пропаганду, открыв выставку, которая порочит россиян.
На территории того же ВИНЗАВОДа, но уже в галерее Гельмана, в 2012 году казаки с плётками вышли на защиту народа от искусства. Тогда на помощь арт-центру приехал автобус с ОМОНом. Причина такого гнева донского казачества - выставка Евгении Мальцевой «Духовная брань». Автор, вдохновленная акцией Pussy Riot (те, что плясали в балаклавах в храме), создала несколько работ, напоминающих иконы, но с лицами тех самых активисток. По словам организаторов, выставка должна была представлять собой пример взаимодействия современного искусства и религии . Однако что-то пошло не так. Казаки и православные активисты не оценили жест художника и заблокировали вход в галерею.
Как этого избежать? С одной стороны, а надо ли? Черный пиар все же дает приток посетителей. Другой вопрос, что среди них будут возмущенные и оскорбленные. Имеет смысл заранее готовить аудиторию, акцентировать внимание на том, что проект 18+, долго рассказывать о его сути, например, в социальных сетях, отслеживая обратную реакцию. Давать подробное описание на своем сайте, в раздаточных материалах, подписях к работам. В общем долго и нудно готовить своих посетителей. Авось пронесет.