Найти тему
проКино

5 фактов о фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Советская цензура и места съемок.

Оглавление

Не знаете чем заняться на карантине? Предлагаю вспомнить классику советского кинематографа, а именно фильм Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" увидевший свет в 1973 году.

Данная статья это не скучный разбор всем известного сюжета а список интересных фактов о съемке данной картины.

1. Машина времени

Миссия по постройке машины времени была доверена конструкторскому бюро (ни много ни мало!). Но те в результате собрали нечто похожее на ЭВМ, громоздкое, нефотогеничное и скучное. Тогда Гайдай обратился за помощью к художнику и скульптору по дереву Владиславу Почечуеву. Тот с помощью слесаря и стеклодува, а еще разных лампочек, мигалок и колб для химических опытов построил свой вариант. Его и сняли в фильме, а конструктору выписали гонорар с пометкой в бухгалтерской книге «За изобретение машины времени!»

Новая машина времени напоминала продвинутый самогонный аппарат.
Новая машина времени напоминала продвинутый самогонный аппарат.

2. Московский ли Кремль изображен в фильме?

Снимать в Московском Кремле режиссеру не разрешили. Пришлось искать другую локацию. Древней Москвой стал Ростовский Кремль. Именно здесь стрельцы брали живьем демонов из будущего — Жоржа Милославского и Буншу.

Это позволило сохранить и историческую достоверность. Ведь во времена Ивана Грозного Московский Кремль был белокаменным.
Это позволило сохранить и историческую достоверность. Ведь во времена Ивана Грозного Московский Кремль был белокаменным.

3. За чей счет этот банкет?

В фильме в ответ «За чей счет этот банкет» мы слышим: «Во всяком случае, не мы». Но по первоначальному сценарию Милославский говорил совсем другое: «Народ, батюшка, народ». Цензура не пропустила фразу, пришлось ее смягчить. На самом деле весь банкет оплачивал сам режиссер. Гайдай очень хотел, чтобы еда на царском столе была настоящая, а не бутафорская. Но денег в бюджете картины на такие излишества не было. Поэтому режиссер вложил свои средства. На осетра, поросенка, икру черную, красную и заморскую, баклажанную он потратил около 200 рублей.  

У режисера прекрасно получилось передать изысканность царского стола
У режисера прекрасно получилось передать изысканность царского стола

4. История костюмов

Роскошные кафтаны и царскую шубу делали из остатков реквизита с картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Элегантную модницу Зиночку в исполнении Натальи Селезневой одевал сам Вячеслав Зайцев. В эпоху тотального дефицита в нарядах от модельера актриса выглядела, как настоящая западная звезда. Да, и парик у нее был непростой. Достался он ей от Любови Орловой. 

-5

5. Еще немного о цензуре

Из-за цензуры в фильме пришлось переозвучить несколько фраз. В частности Бунша произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба». А на допросе у милиции Иван Грозный на вопрос о месте жительства не смог сказать: «Москва, Кремль». Пришлось ограничиться нейтральным фразой, что живет он в палатах. Также в фильме был эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева. Слишком уж комический образ у царя получался. В результате всех изменений хронометраж фильма сократился на 10 минут. 

-6

Заключение

Если из этой статьи вы узнали что-то новое и интересное или захотели вновь пересмотреть данное произведение искусства, то ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.