Найти тему
World of Education

Рейтинги университетов вводят вас в заблуждение и вот почему...

Оглавление

Зачастую, когда рассматриваются университеты, одним из главных параметров оценки качества и престижности университета становится его рейтинг. К большому сожалению, не существует объективного рейтинга, и его в принципе невозможно составить. В связи с этим назревают вопросы: Как оценить качество образования? Стоит ли вообще это делать? На что ориентироваться при выборе университета?

Существует множество изданий, которые составляют эти рейтинги и сегодня мы поговорим про, наверное, самый известный рейтинг университетов, который даже мы используем в своих статьях. Проблема всех этих рейтингов в том, что они составлены так, чтобы выставить университеты из страны, где составлялся рейтинг, в лучшем свете.

Так например, если обратимся к рейтингу QS, который в свою очередь составлен в Англии, можно увидеть, что топовые позиции занимают университеты из англоговорящих стран, так как в учёт берется такой параметр как количество иностранных студентов и преподавателей. Это не совсем объективно, потому что, например, если в российском вузе будет учиться больше студентов из Украины, Казахстана и Китая, то качество образования не изменится. Из-за этого показателя теряют свои позиции не только наши университеты, но и европейские. Если не брать во внимание британские университеты и два швейцарских, то ближайший к верхушке университет в Европе будет Delft University of Technology из Нидерландов (по ссылке можете посмотреть обзор на него на нашем канале). В этом рейтинге вузы из России, Германии, Франции и множества других стран недооценены. А топовые позиции рейтинга занимают университеты из Англии, Австралии и США.

Давайте посмотрим какими методами оперируют эти издательства при составлении своих рейтингов на примере QS.

-2

QS World University Rankings

Ссылка - https://www.topuniversities.com/

Всемирный рейтинг университетов QS продолжает пользоваться последовательной методологической структурой, составленной с использованием шести простых метрик, которые, по их мнению, эффективно отражают результаты университета.

Таким образом, университеты продолжают оцениваться по следующим шести показателям:

  • Academic Reputation (Академическая репутация)
  • Employer Reputation (Репутация работодателей)
  • Faculty/Student Ratio (Соотношение студентов и преподавателей)
  • Citations per faculty (Цитирование на факультет)
  • International Faculty Ratio (Международный коэффициент факультета)
  • International Student Ratio (Соотношение иностранных студентов)

Поговорим о каждом пункте подробнее. Ниже будет перевод с их сайта о каждом из этих параметром с нашими комментариями. Тут будет наше субъективное мнение с которым ваша точка зрения может не совпадать.

Academic reputation (40%)

Наивысший вес показателя присваивается баллу академической репутации учреждения. Основанный на их Академическом опросе, в нем собраны экспертные мнения более 94 000 человек в сфере высшего образования относительно качества преподавания и исследований в университетах мира. При этом он стал крупнейшим в мире академическим опросом и с точки зрения размеров и масштабов является беспрецедентным средством измерения мнения в академическом сообществе.

К сожалению в открытом доступе нет информации о том, каких сотрудников они опрашивали, поэтому мы не можем быть уверены в объективности этого параметра.

Employer reputation (10%)

Студенты будут продолжать воспринимать университетское образование как средство, с помощью которого они могут получить ценную подготовку к рынку труда. Отсюда следует, что оценка успешности учебных заведений в обеспечении этой подготовки имеет важное значение для рейтинга (но судя по всему не для их рейтинга), основной аудиторией которого является глобальное студенческое сообщество. Их показатель репутации работодателя основан на почти 45 000 ответов в их опросе, где они просят работодателей определить те учреждения, из которых они получают наиболее компетентных, инновационных и эффективных выпускников. Этот опрос также является крупнейшим в мире.

На наш взгляд, процентная доля этого пункта должна быть одной из самых больших, поскольку одной из главных целей получения высшего образования в университете является благополучное трудоустройство.

Faculty/Student Ratio (20%)

Как правило, качество преподавания цитируется учащимся как показатель, наиболее важный для них при сравнении учебных заведений с использованием рейтинга. Общеизвестно, что это трудно измерить, но мы определили, что измерение соотношения учитель/ученик является наиболее эффективным показателем качества обучения. В нем оценивается степень, в которой учебные заведения могут предоставить студентам значимый доступ к лекторам и репетиторам, и признается, что большое количество преподавателей на одного студента уменьшит нагрузку на преподавателей в каждом отдельном учебном заведении. Соотношение преподавателей и студентов составляет 20 процентов от итоговой оценки учебного заведения.

Этот параметр тоже достоин внимания, но не настолько сильно, каким является предыдущий. Качество образования прямопропорционально не зависит от этого соотношения.

Citations per faculty (20%)

Преподавание является одним из ключевых элементов учреждения. Другой элемент - результаты исследований. Они измеряют качество институциональных исследований, используя их показатели Citations per Faculty. Чтобы рассчитать это, они определяют общее количество ссылок, полученных всеми документами, выпущенными учреждением за пятилетний период, по количеству преподавателей в этом учреждении. Чтобы учесть тот факт, что разные области имеют очень разные издательские культуры - статьи, касающиеся наук о жизни, ответственны почти за половину всех цитирований исследований на 2015 год - они нормализуют цитирования. Это означает, что цитата, полученная для статьи по философии, измеряется иначе, чем цитата, полученная для научной статьи по анатомии и физиологии, что гарантирует, что при оценке истинного исследовательского воздействия учреждения обе цитаты имеют одинаковый вес.

Насчёт важности данного показателя спору нет, поскольку он даёт понять какой вклад в науку внёс тот или иной факультет университета.

International faculty ratio и International student ratio (5% каждый)

Университет с высоким уровнем интернациональности приобретает и предоставляет ряд преимуществ. Он демонстрирует способность привлекать преподавателей и студентов со всего мира, что, в свою очередь, говорит о том, что он обладает сильным международным брендом. Это подразумевает глобальные перспективы: в основном для учреждений, работающих в интернационализированном секторе высшего образования. Он также обеспечивает многонациональную среду как для студентов, так и для сотрудников, способствуя обмену передовым опытом и убеждениями. Обе эти метрики стоят 5% от общего количества.

Суммарно эти два параметра стоят как параметр с работодателями - мы не согласны с этим удтверждением. Об объективности этих параметров мы уже говорили выше, поэтому повторяться не будем.

-3

На основе полученных данных с их официального сайта можно подтвердить вышесказанные тезисы о том, что рейтинги зачастую составляются так, чтобы выставить свои университеты в лучшем свете. Если этот пост вам понравится, то мы сделаем такой же обзор и на другие рейтинги.

Безусловно, обращаться к рейтингам иногда можно, но не всегда, особенно если заглядывать дальше 100 места, там не учтено огромное количество факторов. Итог таков - к рейтингам можно лишь прислушаться отчасти, но не воспринимать их за серьезную монету при выборе университетов.

Как тогда выбирать между университетами спросите вы?

Определитесь с тем, что важно конкретно для вас. Если вам важен преподовательский состав, то на сайте университета о преподавателях много что сказано. Если же вас интересуют возможности будущей карьеры с дипломом этого университета, то если не найдете информацию на их сайте об их выпускниках, то обратитесь к университету напрямую за помощью по информации об их alumni (так называют разделы про выпускников на сайте). В одном из последних наших обзоров на Варшавский технологический университет мы указали статистику по выпускникам: сколько трудоустроены, как быстро, на каких должностях и др. Возможно, настанет время, и мы решимся сделать свой рейтинг, он тоже будет субъективным и не идеальным, однако более практичным для студентов в частности из СНГ (А может и для всех).

Directed by World of Education

Читайте также