В России пословица «Рыбка да рябки – потерянные деньки» передавала отношение крестьянина к рыбалке и охоте – это только забава, а основа жизни – земледелие, поле да огород. В Коми крае земледелие на рубеже ХVІ – ХVІІ веков стало убыточным в связи с тем, что начался так называемый малый ледниковый период (именно в это время на Руси прошли подряд несколько неурожайных лет, которые привели, как одна из причин, к великому голоду и, в конце концов, к Смутному времени и смене династии).
Остаётся коми семье надеяться на охоту и рыболовство как основные статьи домашнего хозяйства, поскольку земледелие было ненадёжным (так, в годы Великой Отечественной войны подряд три лета были холодными и дождливыми, хлеба не было до конца войны, картофель не успевал дать клубни, а капуста даже не завязывала кочан, поэтому толкли берёзовую и пихтовую кору как эрзац-муку, выживали только за счёт подростков, пошедших на охоту с дедовскими кремнёвками, и стариков, рыбачивших круглый год на всю деревню. Род-котыр и здесь спасал.
По экономике края за ранние периоды, Средневековье, исторически достоверных данных немного и они отрывочны, но вот составить представление о том, как жила семья коми рыбака и охотника на рубеже ХІ – ХХ веков, вполне можно. Не будем рассуждать об охотничье-рыболовных традициях, о приёмах и методах добычи, об обрядах – важно выяснить, насколько успешны были коми охотники и рыбаки в экономическом плане, как жила семья, просто хватало ли добычи для жизни?
В начале ХХ века в Печорском крае охотой занималось от 3 до 3,8 тыс. жителей. Рыбной ловлей – от 4,9 до 7,5 тыс. жителей, и при этом и охота, и рыбная ловля находились на пределе возможного. Для охоты ватаги из Коми уходили всё дальше за Урал, а уловы сёмги, дающей максимальную прибыль, падали: в 1906 г. – 13 654 пудов, в 1907 – 12 143, и в 1908 – 9 728 пудов (по данным Н.Д. Конакова, Коми: охотники и рыболовы). То есть мужики старались, но лучше уже не будет! (Кстати, примерно в это время на Байкале создаётся Баргузинский заповедник – нужно сохранять исчезающего соболя).
Семья охотника максимально экономила: для экспедиции за Урал каждый из охотников брал с собой в пудах: сухарей – 4, сушёных пирогов с крупой – 1, ячменной муки – 1, ржаной – 1.
Другой провизии в фунтах: крупы – 10, масла – 12, сала – 2,5, сушёной рыбы – 15, говядины – 30, соли – 10. Получалось на человека больше 140 кг из расчёта 12 кг на неделю. Работало старое правило: «Как полопаешь, так и потопаешь». Правда, это был запас, который старались привезти обратно, поэтому попутно с добычей мехов брали глухаря, тетерева, куропатку, повезёт – лося. Экономили даже на зарядах: кремнёвка и пистонка позволяли тратить на 400—500 зарядов 400 г пороху и единственную крупную дробину. (Я наблюдал, как капитан Нестеров готовит патрон 12 калибра для белки: половинка навески бездымного пороха, войлочный рыж, на него – толстый картонный, в центре которого продавлено углубление, в нём одна штука 0000, потом тонкая картонная прокладка).
Хорошая охота давала от 300 до 500 белок, зайцев петлями – от 40 до 500, до 5 лисиц, дичи боровой – до 500 штук. Что это давало?
Цены на пушнину в Печорском крае составляли в 1913 г. за одну шкурку: песца — 20 руб, лисицы—15—30 руб, горностая—-2—3 руб, белки — 15—35 коп- и зайца—15—25 коп. То есть за полтысячи белок при средней цене 25 коп охотник получал 125 рублей.
Численный состав семей в уездах Коми края отражает первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Интересно, что семьи с численностью до 10 человек относится к МАЛОЙ!
Коми бабы старательно пополняли семейный бюджет: наряду с пушниной из края стали поступать крылья белой куропатки, птичье перо, поскольку в Европе вспыхнула мода на шляпки и платья, украшенные перьями.
В Германию только за 1891 г. было отправлено 319 пудов перьев и птичьих шкурок и во Францию – 164 пуда. Скупщики платили (наверно, обалдевшим коми) по рублю за пару глухариных хвостов и по 50 копеек – за пару тетеревиных.
На что расходовались деньги? Сахар – 60 коп. кг, 1 литр керосина – 25 коп, 10 свечей – 2.5 руб., сапоги – от 10 до 15 руб., рубаха – 5 руб., корова – 70 руб., лошадь рабочая – 100 руб.
Занимались торговлей с коми на Печоре чердынские купцы. Чердынь – старинный горд в Пермском крае, перевалочный пункт торговых караванов с востока на запад и с юга на север (и обратно).
«Когда по Печоре шёл пароход и несколько барж, население радостно встречало купцов. Первым долгом при расчёте выносят рюмку водки без всякой закуски. Крестясь, охотник выпивал и слышал:
– Да ты знаешь ли, сколько за тобой долгу? – восклицает чердынец и вытаскивает толстую кассовую книгу. – Смотри, баланец-то какой!
Но для безграмотного зырянина все это является какой-то кабалистикой, и он опять тупо смотрит на «баланец». Кончалось всегда тем, что он получал муку и разные припасы и очень довольный возвращался с каравана, не заботясь, что его баланец растет и растет», – так описывает Н. Окладников торговлю.
Нет, были семьи, упорно пробивающиеся к достатку, покупавшие утеху хозяина и хозяйки – самовар, гармошку сыну и «городскую» ткань для подрастающей невесты, но были и семьи, держащиеся на грани – упасть за грань не давал род-котыр, существовавший у коми до ХХ века.