Найти в Дзене
Александр Дедушка

в коллективной анимации обучения. (9) Изменение человека по лицам и временам

Итак, спряжение глагола – это его изменение по лицам, временам, родам и числам. Выделим две категории - лица и времена. I. Лица Самое время обратиться к этим лицам, которые могут проявлять себя как в единственном, так и во множественном числе. На самом деле человек, порой сам того не подозревая, в полном соответствии с лицами глагола может жить и действовать в трех лицах. Самый счастливый вариант, когда он действует от первого лица, выступая как «Я» в единственном числе или как «Мы», когда объединяется с какими-то родственными людьми и действуя с ними в едином духе. Это могут родные, близкие люди, скажем, родители, или очень близкие друзья. Для взрослых людей в качестве «Мы» могут выступать какие-то общественные объединения - Церковь, например. Человек может действовать и от второго лица, когда это, второе лицо, проявляется в нем как «Ты», скажем в виде товарища или как «Вы» - компании близких ему людей, друзей, например. Это уже бывает не так «счастливо», как в случае с первым
Оглавление

Итак, спряжение глагола – это его изменение по лицам, временам, родам и числам. Выделим две категории - лица и времена.

I. Лица

Самое время обратиться к этим лицам, которые могут проявлять себя как в единственном, так и во множественном числе.

На самом деле человек, порой сам того не подозревая, в полном соответствии с лицами глагола может жить и действовать в трех лицах.

Самый счастливый вариант, когда он действует от первого лица, выступая как «Я» в единственном числе или как «Мы», когда объединяется с какими-то родственными людьми и действуя с ними в едином духе.

Это могут родные, близкие люди, скажем, родители, или очень близкие друзья. Для взрослых людей в качестве «Мы» могут выступать какие-то общественные объединения - Церковь, например.

Человек может действовать и от второго лица, когда это, второе лицо, проявляется в нем как «Ты», скажем в виде товарища или как «Вы» - компании близких ему людей, друзей, например. Это уже бывает не так «счастливо», как в случае с первым лицом – возможно напряжение и несогласие, когда желания «вторых» лиц не совпадает с собственными желаниями, то есть желаниями первого лица.

Но самый напряженный вариант – это третье лицо. Это какие-то далекие, а порой и враждебные человеку люди, которые тем или иным способом влияют на человека и заставляют его действовать от их имени, выполняя не свои, а их желания – желания «третьих» лиц.

Иногда это бывает оправдано, когда в роли третьих лиц выступают, скажем, родители, заставляющие своего ребенка делать, что-то неприятное, но необходимое, скажем, домашнее задание.

Но бывают и вполне трагичные варианты, когда скажем, курящие и пьющие люди обслуживают интересы вполне незнакомых «третьих» лиц, паразитирующих на их человеческих страстях и слабостях.

Схема проявления трех лиц в человеке
Схема проявления трех лиц в человеке

В качестве закрепления пусть ребята пообщаются друг с другом на предмет проявления в них тех или иных лиц. Особенно следует поговорить о проявлениях «третьих» лиц в сознании и поведении. В атмосфере открытости и откровенности это будет очень полезный разговор.

II. Времена

В этом же ключе может быть произведен и разбор глагольных времен: прошедшего, настоящего и будущего. Их можно обсудить по следующей таблице:

Времена и действия человека
Времена и действия человека

Пусть ребята заполнят эти таблицы – подберут к ним соответствующие глаголы. Сначала можно обсудить первую и четвертую позиции. А вот дальше в теплой «принимающей» атмосфере пусть ребята поделятся друг с другом вторыми и третьими строчками.

Здесь чаще всего проявляется борьба с теми или иными недостатками, причем в различной степени успешности этой победы. Для кого она уже в прошлом, кто-то переживает ее в настоящем, а кто-то только планирует ее достигнуть в будущем. Например:

Пела, как хочу - пою, как хочу – буду петь, как хочу;
Жила – живу – не буду жить;
Доверяла людям – не доверяю людям – не буду доверять людям;
Не убивала – не убиваю – не буду убивать. (Софья)

Особо можно поговорить о будущем времени, ибо оно проективно, так как в него направлены чаяния и ожидания учеников. Когда мы разбирали имя существительное, каждый подбирал себе свое главное слово. Теперь настала очередь глагола.

Пусть каждый запишет свой самый главный глагол, глагол, действие которого в наибольшей степени выражает его суть. На тему самого главного глагола мы проводили даже час искусства, когда каждый рисовал свое самое главное действие, а остальные пытались по рисунку это действие понять.

Вот, кстати, список самых главных глаголов наших учеников: наставлять, проверять, учиться, творить, любить, видеть, мыслить, работать, веселиться, ждать, защищать, жить, унывать, обижаться

После этого самое время попытаться заглянуть в будущее.

Будущее в двух вариантах прогноза
Будущее в двух вариантах прогноза

Представленная выше схема означает, что главный глагол любого человека в будущем может ждать подобная развилка. Можно выбрать какого-то добровольца (лучше последовательно разобрать двоих), пусть он назовет свой главный глагол, а ребята, разделившись на группы, попытаются представить оба прогноза реализации этого глагола в будущем.

К каким положительным последствиям может привести то, что человек сделал этот глагол своим главным действием, и к каким негативным. Обсуждение этого порождает очень теплую атмосферу в коллективе, так как основано на взаимной благодарности участников этого обсуждения.

У нас интересным оказались прогнозы на главный глагол одной девочки – «проверять». В позитивном прогнозе была указана возможность получения хорошей работы, где она могла бы занимать руководящие роли в контролирующем органе, а в негативном указано, что постоянные «проверки» близких людей могут привести к утрате доверия с их стороны и возможному разрыву.

(продолжение следует... здесь )

начало статьи - здесь