Найти тему
Спорные мысли

Чужие воспоминания: отец в Китае 1948-1951

Продолжение рассказов моего отца о войне и послевоенном времени. Ранее: 1941 год, 1942-1945 годы

Порт-Артур, 1945 год. Фото: yandex.com
Порт-Артур, 1945 год. Фото: yandex.com

В 1948 году отец выпустился из ВВИТКУ (Ленинград), в звании лейтенанта и со специальностью военного строителя, и сразу же отправился в Китай - трудиться по специальности, строить в Китае военные объекты как для армии КПК, так и для советских войск, получивших право на организацию военных баз на территории Китая. В частности, работал отец - немало - на Ляодунском полуострове: это там, где Далянь-Дальний, и Порт-Артур - Люйшунь. Строил дороги, казармы, взлетно-посадочные полосы.

* * *

В Китае социализма в том виде, в котором он уже существовал в СССР, еще не было; скорее экономическая система напоминала времена НЭПа. Отец рассказывал, что он составлял проект, определял необходимые материалы, механизмы, и рабочую силу - после чего начинались переговоры с китайским подрядчиком. Подрядчик, формально, подчинялся обкому КПК и вполне мог быть коммунистом... но при этом одновременно был обычным капиталистическим предпринимателем.

И вот такой диалог происходил регулярно:

Отец:

- Нам нужно будет два бульдозера, экскаватор, пять трехтонных грузовиков...

Подрядчик (зачеркивая пункты в списке):

- Так, значит вместо бульдозеров будет сто рабочих с лопатами, вместо экскаватора берем еще пятьдесят рабочих с корзинами, вместо грузовиков - триста человек с тачками и двадцать телег...

Отец:

- Да зачем же? с техникой все можно сделать быстрее, и дешевле!

Подрядчик:

- Конечно! Но обком поручил мне обеспечить работой десять тысяч человек. С грузовиками и бульдозерами все можно построить быстрее и дешевле, но эти люди лишатся работы...

* * *

На стройке творился полный бардак. Первое время отец еще пытался следить за происходящим, штрафовать за нарушение техники безопасности... Он рассказывал: подходит китаец-носильщик ("кули") к куче кирпичей, у него вокруг лба повязка, за спиной, на повязке - мешок; ему в этот мешок грузят кирпичи, и он, прямо так, без страховки, идет по узкой доске наверх - туда, где каменщики кладут стену. Третий, четвертый этаж... Время от времени кто-нибудь падает, разбивается... Всем все равно: так жизнь устроена, что кто-то падает. Внизу, под теми же лесами, суетятся другие китайцы, с носилками, тачками - что-то сверху упадет, может и насмерть зашибить... А все равно.

Китайские "кули" - носильщики. Фото 40-ых годов. Источник: Ok.ru
Китайские "кули" - носильщики. Фото 40-ых годов. Источник: Ok.ru

Пытался добиваться, чтобы выполняли строительные нормативы - чтобы цемента клали правильное количество в раствор, чтобы стенки клали с перевязкой... Бесполезно. Покивает, покланяется - стоит отойти, а он уже делает все так же, как делал. Только подрядчик и выручает: наругается на растяпу, кого и прогонит, начинают делать, как надо. Потом смотришь - а тот, кого прогнали, уже на той же стройке, но в другом месте опять работает.

- Да что ж, Вы же его прогнали?

- Но ему нужна работа, у него семья, пять человек детей...

Ну ладно, что же делать... Лишь бы работу не испортил.

* * *

Советские офицеры при Сталине получали хорошие зарплаты, а по меркам Китая так и вовсе богато жили. Ходили на танцы в местные клубы; отцу очень нравилось, как по-китайски звучит "я не танцую" - "по хуе". Некоторые офицеры заводили себе китайских "жен", у китайцев это не считалось чем-то предосудительным. Правда, если политрук узнает - пропесочат, и могут из страны выслать... Но никто обычно не заморачивался: строители нужны, офицеры, которые на военных базах служат - тоже; что ж, половину обратно в Союз выслать? так новые приедут - за то же возьмутся...

Война закончилась, платят много... Жить - хорошо! Фото: auction.ru
Война закончилась, платят много... Жить - хорошо! Фото: auction.ru

Пили много: заняться все равно нечем. По пьяни однажды затеяли офицеры прыгать с крыши одного здания на крышу другого. Один сорвался, упал с крыши четырехэтажного здания. Пошел в больницу, там дежурный врач:

- Вот, мол, упал с крыши четвертого этажа...

Врач принюхивается:

- Тааак... Пили? идите, проспитесь.

Утром за этим деятелем на скорой приезжали: сломана нога, рука, сотрясение мозга... Как он в больницу дошел сам - не понятно.

* * *

Еда в Китае была довольно однообразна, и непривычна для русского. Однажды прибегает лейтенант знакомый: "Мужики, нашел ресторан, там цыплят табака подают!" Поехали в выходной туда. Действительно, цыплята. Вкусные, мясо нежное, совсем молоденькие цыплятки. Через неделю опять туда поехали, приезжают - а хозяин ресторана их уже узнаёт, кивает, улыбается... Предлагает самим выбрать, какого кому цыпленка зажарить. Ну, пошли. А там большая клетка, а в клетке - здоровенные жабы. Зеленые, толстые. Повар прямо при них достает такую жабу, отрубает ей ножом голову, потрошит, распластывает... От цыпленка табака - не отличишь!

Фото прилавка в Бангкоке (источник: zen.yandex.ru). Вот вы сходу поймёте, что это лягушки?
Фото прилавка в Бангкоке (источник: zen.yandex.ru). Вот вы сходу поймёте, что это лягушки?

Ну, половина сблевала, половина просто уехала. А мясо, отец говорил, действительно вкусное, как курятина, но более нежное.

* * *

Собственно, самый интересный эпизод случился в сентябре 1950 года. Вовсю шла война в Корее, коммунистам не удалось выбить американцев из Пусана, и бои, вроде бы, затихли.

Аэрокобры. На них летал тот истребительный полк. Машинка уже чуток устарелая, но все еще очень годная для "дог-файта". Фото: coollib.net
Аэрокобры. На них летал тот истребительный полк. Машинка уже чуток устарелая, но все еще очень годная для "дог-файта". Фото: coollib.net

И вот, 13 сентября, отец приехал в гости к своему приятелю, на аэродром, где базировался истребительный полк. "Аэрокобры", всё такое... Ну и, буквально при отце, вылетает "Бостон" (в девичестве Дуглас А-20), с заданием на облет акватории. И еще один приятель-собутыльник отца на нем летит наблюдателем - с фотоаппаратурой. Эскорт "Бостона" - две "Аэрокобры".

Douglas A-20 "Boston-Havoc". Едва ли не главная "рабочая лошадка" нашей авиации в 40-ые. И транспортник, и разведчик, и торпедоносец, и пассажирский... Прислуга "за всё", так сказать. Источник фото: yandex.ru
Douglas A-20 "Boston-Havoc". Едва ли не главная "рабочая лошадка" нашей авиации в 40-ые. И транспортник, и разведчик, и торпедоносец, и пассажирский... Прислуга "за всё", так сказать. Источник фото: yandex.ru

Не успели сесть и "принять" - летят обратно "Аэрокобры", на полном газу (они при этом характерно посвистывают и слегка проседают в воздухе - получается, летят "вприпрыжку"), и сразу заходят на посадку. Сели, подбегают к комполка: "Товарищ полковник! Встретили двенадцать "Мустангов", еле оторвались!" "Где "Бостон", мать вашу?! Вас зачем с ним послали?!" "Не знаем, уходил со снижением в сторону суши!"

Короче, сбили американцы этот "Бостон", вместе с отцовским знакомым. Уж и не знаю - видели наблюдатели что-то или нет, но на следующий день высадили американцы десант в Инчхоне, и война на Корейском полуострове развернулась в обратную сторону.

Высадка в Инчхоне. Буквально на следующий день. Фото: berezin-fb.su
Высадка в Инчхоне. Буквально на следующий день. Фото: berezin-fb.su

Отец до последних своих дней вспоминал, и говорил: вот не струсил бы полковник, поднял полк по боевой тревоге - заметили бы конвой с десантом. Глядишь, все по-другому повернулось бы... Американцы ведь имитировали подготовку к высадке на восточное побережье Корейского полуострова, а конвой с войсками подвели к западному. После высадки вся система снабжения и управления северокорейской армией рухнула, как карточный домик...

* * *

Вскоре после этих событий отца вернули в Союз, на Дальний Восток. Опять строить, теперь уже военно-морские базы на нашей территории. Много где пришлось поработать. В Хабаровске отец познакомился со Всеволодом Никаноровичем Ивановым, очень необычной судьбы человеком.

А в 1953 году умер Сталин. Отец подал рапорт о демобилизации (при Сталине из армии уйти было совсем непросто), и это уже совсем другая история...