Существует расхожее мнение, будто Иисус Назарянин, будучи сыном истинного Бога, согласно евангелию от Иоанна пришел к иудеям, чтобы разоблачить их еврейского племенного божка, который якобы на самом деле является злющим демоном. Иисус якобы говорит иудеям прямо, что их бог — это дьявол. А так как иудеи служат Яхве, то Яхве — это и есть дьявол.
Эту мысль я часто встречаю в виде комментариев абы где, особенно от разных родноверов и славяноариев.
Также есть картинки с цитатой, вроде такой:
С виду стройная логика — если ограничиться этими сведениями.
Но в этом и заключается подвох: пока вы не проведете собственного расследования, вам не с чем будет сравнить картину, нарисованную перед вами кем-то другим. Вы будете довольны, вы будете спокойны. А если сделанный вывод вам очень нравится, если в силу каких-то личных причин вам хочется в него верить, то у вас будет огромный соблазн добровольно отказаться от любого исследования, способного поставить вашу правоту под сомнение.
Если у вас есть такая слабость, то вы можете закрыть эту статью и заняться чем-нибудь менее опасным для ваших убеждений. А для сомневающихся, интересующихся и задающих вопросы я продолжу.
В христианской среде, особенно среди людей, внимательно читавших канонические Евангелия, не принято считать Яхве злым демоном, и в этом плане фраза Иисуса «Ваш отец диавол» никого не колеблет, потому что вдумчивый читатель способен увидеть здесь совершенно иной смысл.
Первым делом проясним то, что не всем очевидно.
Кто такой Яхве
В библейских текстах (в частности, в масоретских на иврите) при обозначении Бога, Которому служили Авраам и народ Израиля, используется сочетание из четырех букв יהוה (ЙХВХ), которое часто читают с огласовкой как «Яхве» (ЙаХВеХ) или «Иегова» (ЙеХоВаХ). В греческих текстах и большинстве переводов это слово часто заменяют простым наименованием «Господь», из-за чего местами возникает путаница с обычным обозначением господина.
Авторы синодального перевода всё же предпочли сохранить в тексте несколько мест без замены. Например:
14 И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
(Бытие, глава 22)
3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.
(Исход, глава 15)
18 Моисей сказал: покажи мне славу Твою.
19 И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею.
(Исход, глава 33)
«Свидетели Иеговы», ныне запрещенные в РФ, не изобретали это имя, а просто популяризовали его и создали культ его произнесения. Оно им не принадлежит.
А теперь вернемся к нашей теме.
Есть ли разница между отцом Иисуса и богом иудеев?
Согласно вышеупомянутой легенде, Иисус олицетворяет эдакого доброго борца со злым иудейским демоном. Отсюда следует естественное заключение, что Отец, пославший Иисуса, тоже должен быть добр и ненавидеть зло. То есть ненавидеть иудейского демона Яхве. Истинный Бог, Отец Иисуса, вроде как противопоставляется иудейскому демону — на основании Евангелия от Иоанна. Но справедливо ли такое противопоставление?
Отвечу вам цитатой из этой же книги:
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
(Евангелие от Иоанна, глава 8)
Что я вижу? Иисус берет своего Отца и отождествляет Его с номинальным богом иудеев. Таким образом из Евангелия от Иоанна, из слов Иисуса, следует, что Отец Иисуса и номинальный бог иудеев — это один и тот же субъект. А кто у иудеев номинальный бог? Правильно: Яхве.
Что же выходит согласно нашей легенде? Нехороший отец-демон отправляет своего сына Иисуса бороться с пославшим Иисуса отцом-демоном? Отец борется с самим собой?
Нестыковочка. Но нам еще нужно устранить ее и навести порядок.
Почему «ваш отец диавол»? Разбираемся.
Ниже я приведу эту пресловутую цитату в составе большого фрагмента Евангелия от Иоанна — для вашего ознакомления, чтобы вы могли сориентироваться. Раз уж вы дошли до этого места, то уделите этому тексту две минуты: это легкая литература.
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
(Евангелие от Иоанна, глава 8)
Родословная иудеев
Как вам, наверное, уже известно, иудеи (израильтяне) по родословной происходят от Авраама — их древнего предка.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
(Евангелие от Матфея, глава 1)
Израильтяне унаследовали свое наименование от внука Авраама — Иакова, которому было наречено имя Израиль.
28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
(Бытие, глава 32)
Соответственно иудеи берут свое наименование от Иуды. Но не от Искариота, а от сына Иакова. То есть иудеи — это израильтяне, одно из колен Израиля.
Возражения Иисуса
Вернемся к нашему большому тексту.
1. Иудеи заявляют о своем происхождении от Авраама, говоря: «Отец наш есть Авраам» (стих 39). С позиции родословной это верное утверждение — конечно, если отцом называть предка в любом поколении.
Иисус прекрасно понимает это родство: «Знаю, что вы семя Авраамово» (стих 37).
Однако позже Иисус высказывает возражение и объясняет, почему он не согласен: «…если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (стих 39).
И далее: «А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (стих 40).
Иисус возражает против очевидной истины, которую одобрил два стиха назад. Почему? Потому что об отцовстве Иисус судит не по родословной, не по фактическому происхождению человека, а по его действиям.
Этот принцип Иисус выразил простыми словами:
«Вы делаете дела отца вашего» (стих 41)
Чьи дела ты делаешь, тот тебе и отец — примерно так рассуждает Иисус.
2. Иудеи делают вторую попытку: «…мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (стих 41)
Это заявление, тоже в общем-то верное с позиции происхождения, Иисус парирует тем же приемом, что и выше: «…если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня».
Складываем картинку
Придерживаясь того же принципа — отцовства по делам — Иисус обличает иудеев во зле:
«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (стих 37)
«…вы делаете то, что видели у отца вашего» (стих 38)
«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (стих 44)
«Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (там же)
Заключение
Иисус вменяет конкретной группе иудеев родство с дьяволом только потому, что они делают зло — дела дьявола. Они ищут смерти Божьим посланникам и коснеют в нечестии.
Яхве, номинальный Бог иудеев и Отец Иисуса, здесь ни при чём. Иудеи отступили от Яхве, фактически покорились дьяволу и восстали против Божьего сына Иисуса, которого Бог послал к ним. В этом нечестии Иисус их и обличает.
Если у вас есть конструктивные вопросы, то вы можете задать их в комментариях.