Найти в Дзене
Нужен Фотоотчет

Лето 1992 года. Как началась война в Абхазии

Любая война ужасна, но этнические войны в особенности. Хуже, наверное, только религиозные. Согласно последней советской переписи населения 1989 года в Абхазии проживало – 239 тысяч грузин (в том числе мегрелы, сваны), 93 тысячи абхазов, 76 тысяч армян (практически все амшенские), 75 тысяч русских, 14 тысяч греков, 11 тысяч украинцев. Было несколько эстонских сел. Греков в Абхазии могло бы быть ещё больше, но в 1949 году их депортировали в Казахстан, после реабилитации многие уже не вернулись. В августе 1992 года в Абхазии началась грузино-абхазская война. Два этноса решили выяснить чья Абхазия, не обратив внимание на то, что там проживают ещё и другие ребята. Я не буду рассказывать про войну и говорить кто прав, а кто нет. В интернете огромное количество материала, можно почитать и сделать самостоятельные выводы. Я расскажу о своей маленькой войне. В августе 1992 года мы жили в селе Аракич Очамчирского района Абхазии, мне было 7 лет, заканчивались школьные каникулы, меня ждал второй

Любая война ужасна, но этнические войны в особенности. Хуже, наверное, только религиозные.

Согласно последней советской переписи населения 1989 года в Абхазии проживало – 239 тысяч грузин (в том числе мегрелы, сваны), 93 тысячи абхазов, 76 тысяч армян (практически все амшенские), 75 тысяч русских, 14 тысяч греков, 11 тысяч украинцев. Было несколько эстонских сел. Греков в Абхазии могло бы быть ещё больше, но в 1949 году их депортировали в Казахстан, после реабилитации многие уже не вернулись.

В августе 1992 года в Абхазии началась грузино-абхазская война. Два этноса решили выяснить чья Абхазия, не обратив внимание на то, что там проживают ещё и другие ребята.

Я не буду рассказывать про войну и говорить кто прав, а кто нет. В интернете огромное количество материала, можно почитать и сделать самостоятельные выводы.

Я расскажу о своей маленькой войне.

В августе 1992 года мы жили в селе Аракич Очамчирского района Абхазии, мне было 7 лет, заканчивались школьные каникулы, меня ждал второй класс.

Развалился СССР, но мы, дети, этого не заметили - у нас была жара, миллионы фруктовых деревьев, речка, велосипеды, цыплята, собаки, игры в Джеки Чанов и Брюсов Ли. О том, что Брюс Ли умер ещё до нашего рождения, естественно, никто не знал.

Армянская средняя школа в селе Аракич.  2018 год
Армянская средняя школа в селе Аракич. 2018 год

На третий день войны наше село обстреляла колонна грузинских военных, которая проезжала мимо. Вернее, они стреляли по кукурузному полю, а село было сразу за ним. У кукурузы есть недостаток, она шумит, когда ветрено. До этого никто не догадывался, что наша кукуруза может имитировать переговоры абхазских партизан, но нам открыли глаза. Партизаны обнаружены не были, но пули поле скосили. Сбор урожая начался внепланово.

На седьмой день войны, грузинские гвардейцы пришли грабить наш дом (до этого ограбили дом моего дяди, после нас дома многих соседей). Выглядело это так. За несколько минут до прибытия гвардейцев, примчался некий инсайдер и сообщил «мол, сейчас вас будут грабить». Мы, что успели унесли и спрятались в огороде наших соседей. Мы – это дети. А взрослые стояли где-то рядом с домом и наблюдали грабеж онлайн.

Через какое-то время приехали дружественные нам грузины из соседнего села Ахалдаба и попросили грабителей удалиться. Те удалились, но все что успели взять, унесли.

У нас во дворе стоял Запорожец. Его получил в подарок от Советского государства брат нашей бабушки, как ветеран Великой Отечественной Войны . Гвардейцы подарок забрали. Нет Советского государства, нет и подарка. Брат бабушки о потере не сожалел. Ребята тоже были в военной форме, чем не ветераны.

Через месяц нас (детей) перевезли в Сочи, родители остались в Абхазии, охранять дом (наблюдать, когда будут грабить).

Многие армяне, проживающие в Абхазии, через какое-то время после начала войны стали участвовать в боях на стороне абхазов. Но, насколько я знаю, из нашего села никто не воевал.

В сентябре 1993 года война закончилась, абхазы победили. Все грузинское население покинуло Абхазию, бросив свои дома. Дальше началось самое интересное. Наши соседи решили отомстить грузинам за грабежи (когда они уже этого не увидят) и неделю выносили из их домов все. Абсолютно все. Зеркала, расчески, ведра, лопаты, тумбочки, шторы, тарелки. По словам мамы, очень маленький процент жителей села не участвовал в этом.

Соседнее грузинское село, где жили дружественные нам грузины полностью было сожжено. Говорили, что казаками (которые тоже воевали за абхазов), но это не точно.

В следующие лет пятнадцать в селе Аракич не было абсолютно никакой власти. Почти сразу после завершения боевых действий, жители (конечно, не все) соседних абхазских сел начали грабить жителей села Аракич… потому что это их земля.

Как сухумские армяне стали сочинскими