Найти тему
ТвоёКино

Кино из мха и шишек: или как снять свой фильм в условиях карантина

Согласитесь, сидеть дома безвылазно — авантюра, не предвещающая продуктивности. И, конечно, ситуация с пандемией, карантинами, вынужденной самоизоляцией и отменой долгожданных планов и проектов, можно сказать,  удручающая. Но, тем не менее, даже такое положение дел можно обернуть в свою пользу! Например,  у вас есть возможность творчески себя реализовать! Конечно, существуют различные способы художественных активностей — и рисование, и лепка, и, чем чёрт не шутит, оригами. Но как по мне, съёмки своего собственного фильма в домашних условиях могут быть не только отличным развлечением(причем для всей семьи), но и прекрасной возможностью узнать себя с новой стороны.  И для того, чтобы создать свой камерный и бюджетный блокбастер, нам понадобиться:

  • правильно организованное рабочее пространство (как бы банально это не звучало) 
  • сценарий и раскадровка 
  • стилизация пространства 
  • фотоаппарат, камера, телефон — все, что может снимать 

Рабочее место

Начнем с небольших советов, как организовать свое рабочее пространство. Прежде всего вам необходимо обустроить удобно место, где у вас находится "деловая зона". Понимаю, это вовсе не коррелируется с привычным нам творческим хаосом и беспорядком. Но все же на это следует обратить внимание, так как домашняя обстановка в принципе не располагает к работе. Нужно убрать из зоны вашей творческой деятельности все отвлекающие  предметы, а также выйти из всех социальных сетей, отключить уведомления и полностью сконцентрироваться на сценарии.

Сценарий и раскадровка

Сейчас карантин и многие находятся дома, в замкнутом пространстве. И, конечно, это можно обыграть! Не бойтесь квадратных метров, потому что много культовых кинолент было снято в одной определенной локации: вспомним, например, шедевр Хичкока "Окно во двор" или же оскароносную драму "Комната" 2015 года. В обоих фильмах ограниченное и закрытое пространство является не просто костяком сценария, но и главным условиям завязки и существования истории. Локация здесь — это ловкий инструмент повествования режиссера.

Кадр из худ/фильма "Комната" 2005
Кадр из худ/фильма "Комната" 2005
Кадр из худ/фильма "Окно во двор" 1954
Кадр из худ/фильма "Окно во двор" 1954

Но несмотря на то, что в какой-то степени снимать в дома — проще, так как, действительно, не нужно много думать над локациями, погодными условиями (как если бы это были съёмки на натуре), разрешениями, все равно есть определенные трудности.

  • во-первых , вы должны хорошо продумать ваш сценарий.

Легче всего в таких условиях снимать в жанре триллера, так как ощущения ограниченности пространства в кадре способствует развитию внутреннего напряжения и чувства дискомфорта у зрителя. Также в таком жанре и в таких "полевых условиях" легче придумать синопсис:например, если вы один, то вы можете интерпретировать простую, но эффектную идею с раздвоением личности: ваше отражение живет совершенно другой жизнью( корчит гримасы, делает устрашающее движения, пока вы сидите к нему спиной). В Adobe Premier данный эффект можно сделать с помощью инструмента "маска" — немного придется повозиться, но зато результат будет действительно интересный и жуткий! А если еще и поиграть с тенями, добавить цветокор и напряженную музыку, то данный небольшой фильм сможет посоревноваться по нагнетанию с творениями Ари Астера. 
Также, если вас двое, то можно опять же создать интригующую историю в жанре триллер.Пример: вы живете совершенно обычной жизнью, но постепенно начинаете замечать странные изменения в поведении вашего партнера/соседа/друга. Его необычное поведение может быть связано с одержимостью, с проявлением какого-то сильного психологического триггера, который пошатнул его ментальное здоровье или это даже может быть что-то мистическое. Прилагаемые обстоятельства вы придумываете исходя из вашей возможности качественной реализации.Если площадь располагает, то вы можете даже сделать хоррор стори о проникновении маньяка в дом. История неоригинальна, зато вполне осуществимая. Самое главное, чтобы вы получили удовольствие от процесса и чуть-чуть психологически разгрузились.
Почему именно с такими мрачными жанрами — в первую очередь? Потому что их легче реализовать: в вашем распоряжении целая коллекция фильмов — от культовых шедевров, до любительских короткометражек. Поэтому есть откуда черпать вдохновение. Также, у вас больше вероятности сделать это качественно и не уйти в самодеятельность или капустник, потому что вам не нужно делать особых декораций, истории такого рода не предполагают большого количества грима. И, на самом деле, эмоции ужаса, тревоги- показать легче, чем играть "натуралистично" в комедийной сцене, например. Страх — это ярко экспрессивное состояние, поэтому переборщить здесь достаточно трудно. Главное — не напугать соседей вашим актерским перфомансом, поэтому не переусердствуйте!

Мы не отговариваем вас снимать в других жанрах. Напротив, экспериментируйте: сейчас для этого самая благодатная почва. 

  • во-вторых, чтобы вам было легче снимать — необходимо сделать раскадровку 

Необязательно вырисовывать всё в мельчайших деталях, как это делают в большом кино. Достаточно будет обозначить, где какие ракурсы вы выберете, чтобы не тратить время во время самих съёмок на дубли с разных точек. Также вам будет удобнее, если вы распишите, как вы будете снимать каждую сцену: будет ли двигаться камера, на каких фразах будет смена планов и др. Формально, это задачи больше для режиссерского сценария, но если вы не умеете рисовать и не можете мысленно визуализировать композицию кадра — это универсальное решение. 

-4

Стилизация пространства

Немаловажно, как вы обустроите свое пространство в кадре. Грамотная и красивая композиция может даже посредственное и неглубокое кино сделать  популярным среди зрителей и критиков. Прекрасным примером может послужить "Неоновый демон" — очень завораживающая в визуальном плане работа, но, к сожалению, с небогатым на события сценарием и незапоминающимися персонажами. Поэтому не стоит забывать про видеоряд, даже если это домашний фильм и вы снимаете его, допустим, на айфон. 

кадры из худ/фильма "Неоновый демон" 2016
кадры из худ/фильма "Неоновый демон" 2016

Определите цветовую гамму и доминирующие цвета исходя из жанра и вашей домашний обстановки. Если вы решили снимать триллер, то лучше отдать предпочтения холодным оттенкам. Если же что-то комедийное, то лучше выбирать теплый цветокор. Также не забывайте про то, что вам практически всегда будет необходимо дополнительное освещение, поэтому если у вас нет светового оборудования, используете настольную лампу, чтобы сделать рисующий или контрастный свет.

Съёмки

Не нужно бояться, если у вас нет профессиональной аппаратуры. Многие клипмейкеры и режиссеры снимают на айфон, так как новые модели могут ничем не уступать качеству Canon или Nikon. Также отсутствие профессиональной техники вовсе не означает, что у вас не получится красивой картинки. 

Некоторые недостающие вещи можно заменить благодаря смекалки. Например, если у вас нет штатива, а вам необходимо создать статичный кадр, то можно использовать стопку книг и чашку — такая нехитрая конструкция много раз спасала меня, когда надо было срочно что-то записать, а ни штатива, ни камеры с откидывающимся монитором не было. 

-6

Если у вас нет микрофона, то вы опять же можете задействовать диктофон айфона или же вот эти программы на компьютере:

  • Audacity

Распространяется она бесплатно, легко скачать, к тому же в интерфейсе нет лишних кнопок и функций. 

  • Free Audio Recorder

Инструмент простой и понятный в использовании, папку для сохранения готового файла вы можете назначать самостоятельно. Эта программа сильно напоминает обычный диктофон: записывает проговариваемый текст. 


В целом, съёмки дома — это крутой способ себя раскрыть и развлечься. Вы можете экспериментировать с жанрами,строить и вырезать свои собственные декорации, познавать монтаж и операторское мастерство. Это неплохой способ отвлечь себя от неприятной ситуации, происходящей во всем мире, погрузиться в атмосферу творчества и бурлящего креатива. Смело пробуйте себя в новом и не болейте!