Найти тему
Имперский штурмовик

"Карфаген должен быть разрушен" (с)

«Carthago delenda est» - "Карфаген должен быть разрушен"

   Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Приветствую, камрады.

Как это не странно, ног поводом для сегодняшней статьи стал Дзен. А точнее - статья одного из авторов, где он фантазировал на тему того, что произошло бы, если бы Карфаген победил Рим. Многое из его слов разумно, однако много деталей упущено, поэтому я решил это немного подправить.

Итак, начнём с того, что мы знаем о Карфагене? Это колония финикийцев, которая была основана на территории современного Туниса примерно в 814 г. до н.э. царицей Элиссой (Дидоной). По преданию это хитро...умная женщина попросила у местных вождей земли столько, сколько покроет одна шкура, после чего порезала шкуру на ремни. Именно поэтому цитадель Карфагена называлась "Бирса" - "шкура". Вероятнее же всего, прибывшие колонисты "арендовали" землю у местных вождей в обмен на "квартплату" - ежегодную дань. Сам же Карфаген был далеко не первой колонией финикийцев - выходцев из Тира (город в Ливане, совр. Сур - прим. автора), на что как бы намекает само название, "Карт-Хадашт" - "Новый город". Допустим Утика, город в современном Тунисе, также был колонией тирцев, причём основан был на триста лет раньше Карфагена.

Первоначально Карфаген был маленькой колонией, не отличавшейся от прочих в этом регионе, ну разве что в состав Тирской державы он не входил, сохраняя однако связь с "далёкой исторической Родиной". Экономика была основана на посреднической торговле, ремёсла, культура и земледелие были развиты очень слабо. Первоначальным политическим строем была монархия - правила Эллиса. Потомков она, по какой-то причине не оставила (по крайней мере - потомков мужского пола), и с её смертью "династия" прервалась. Власть перешла к десяти "патрициям", которые раньше были "особами приближёнными к монарху" - так Карфаген и стал "республикой". Конечно, никакой республикой он не стал, а установилась власть самых богатых семейств - ну, вы и сами знаете, как это называется, верно?

Вторая жизнь началась у Карфагена в первой половине VII в. до н.э. - испугавшись (и обоснованно) вторжения Ассирии, тирцы начали разбегаться из метрополии кто куда, и большая часть ринулась в Карфаген. Изменилось разом всё - резкий скачок в развитии торговли, керамика и традиции ханаанского типа вновь вернулась в жизнь колонистов, порядком её подзабывших за сто лет. Карфаген уже сам начал создавать колонии, например на острове Эбес у восточного побережья Испании - так Карфаген хотел и не обижать колонии метрополии в южной Испании, и при этом получить доступ к иберийскому олову и серебру.

Однако, такая бурная активность сильно не понравилась грекам, которые в VI веке до.н.э. начали активно осваивать юг Галлии (совр. юг Франции) и восток Иберии (совр. Испании). Поначалу греки смогли блокировать Эбос, хотя и не смогли совсем вышвырнуть карфагенян из региона.

Тем не менее, карфагеняне рук не опустили, и занялись наведением порядка "дома" - подчинили все соседние колонии финикийцев в Африке, при помощи полководца Малха послали далеко и надолго местных вождей, которым раньше платили дань. Ещё залезли на Сицилию, подмяв под себя местные колонии финикийцев, и двинули на Сардинию. Но тут Малха ждала волшебная птица Обломинго - он проиграл, и с ним сделали то, что всегда делают в олигархических республиках с известными полководцами, набравшими много влияния - его изгнали. Малх немного обиделся, вернулся в Карфаген и захватил власть, но в конце концов его свергли и казнили, а его место занял Магон.

Магон заключил союз с этрусским городом Цере - неугомонные греки, повсюду основывающие свои колонии, порядком утомили этруссков. И хотя греки надавали союзному крафагено-церийскому флоту в битве при Алалии в 535 г. до н.э., но их потери были так велики, что им пришлось покинуть Корсику, которая досталась Карфагену. Это закрепил договор Карфагена и Рима в 509 г. до н.э., впрочем, в горных районах обоих островов карфагене так и не смогли ничего сделать с местными аборигенами, которые успешно плевали на Карфаген и его власть до тех пор, пока оба этих явления не кончились (потом они ещё долго плевали и на власть Рима - прим. автора).

Магониды сражались на всех фронтах - в Испании, в Африке, на Сицилии. Где-то им сопутствовал успех - например они разгромили Тартесскую державу в Испании и прибрали к рукам город Гадес. Но попытка утвердиться в юго-восточной части Иберии закончилась разгромом карфагенян в морской битве при Артемисии - однако, пролив Столпы Геракла (совр. Гибралтарский пролив) они за собой сохранили. На Сицилии Магониды активно пытались закрепиться - разгромили спартанского царевича Дориэя, который не смог закрепиться в Африке. Но эта смерть дала повод тирану Сиракуз Гелону объявить Карфагену войну. В 480 г.до н.э. карфагеняне вступили в союз с персидским царём Ксерксом и заручившись поддержкой ряда греческих колоний на Сицилии, дали бой Гелону. Результат был воистину катастрофическим для сынов Карфагена - в битве при Гимере их разгромили на голову, Гамилькар, сын Магон командовавший войсками был убит, а Карфаген с трудом удержал небольшую часть Сицилии, на которой он и закрепился. Пытались закрепиться карфагеняне и на атлантическом побережье - были две экспедиции, в южном и в северном направлении.

К середине V в. до н.э. Карфаген сложился как крупное государство, доминирующее в западной части Средиземного моря. В его состав входили - собственно Карфаген, северное побережье Африки и ряд внутренних районов, атлантическое побережье (небольшая часть) к югу от Геркулесовых столбов, Балеарские острова, Сардиния, финикийские города на западе Сицилии, острова между Сицилией и Африкой.

Внутриполитическое деление состояло из Карфагена и подчинённой ему области - хоры, которая разрасталась с расширением Карфагена. Обособленно стояли старые финикийские колонии - формально они занимали нижестоящее положение, на деле же это не всегда было так. Ряд племён - ливийцы, племена Сардинии и Испании не входили в хору и сохраняли формальную внутриполитическую независимость, но были обязаны поставлять заложников и войска, платить налоги. Союзники же Карфагена формально были союзниками, по факту их положение почти ничем не отличалось от положения племён, описанных выше, ну разве только налог они такой тяжёлый не платили.

Экономически после подъёма Карфагена возрос статус землевладельца, хотя очень часто самыми крупными землевладельцами были те же купцы. На вершине пирамиды власти в Карфагене стояли "торговые аристократы", впрочем не только торговые, землёй они тоже владели. У основания ютились рабы, а между ними была пропасть разных независимых, полузависимых и зависимых классов населения. Условно можно было поделить всё население Карфагена на аристократов-"могущественных" и плебс-"малых". Что, впрочем, не мешало жителям Карфагена, как и всем жителям всех метрополий грабить и эксплуатировать остальных граждан державы. Собственность была общинной (гильдейской) и частной (индивидуальной). Храмовая собственность не была выделена в отдельную категорию, а входила в статус общинной.

Формально власть в Карфагене принадлежала народному собранию, вече, которое собиралось в критические моменты и решало судьбу города. Фактически же, также как и во всех торговых республиках более позднего периода, например в Новгороде (да-да, это тем кто любит покричать что "Москва задавила в Новгороде единственную на Руси демократию" (с.) ) - олигархической верхушке, которая создала группировки и при помощи коррумпированного электората проталкивала нужные ей решения. Которые исполняли два суффекта, избираемые .... ну вы поняли из числа кого. Правда, для плебса не всё было так печально, "малые" тоже имели свой гешефт от морской торговли, их направляли надзирать за подчинёнными племенами, "малые" могли подняться по карьерной лестнице во флоте (и в меньшей степени - в армии). Словом, сформировался нормальный такой античный олигархический полис, где жители метрополии доминировали над всеми остальными

И, собственно, став такой вот олигархической торговой республикой, Карфаген развернулся по полной - в 409 г. до н.э. Ганнибал (не который Барка, а другой) во всю шурудил по Сицилии, в результате чего вся западная часть Сицилии осталась за Карфагеном. Но в конце V - начале IV вв. до н.э. в самой Африке произошли широкие восстания рабов и подчинённых племён и пришлось карфагенянам гонять их тапкой по пустыне. Однако тогда же карфагеняне наконец-то оттяпали юго-восточную часть Иберии, на которую они давно положили глаз. В Сицилии же продолжалось бодание с сиракузских греков с переменным успехом и перерывами на мятежи карфагенских полководцев, пытавшихся захватить власть (Ганнон, Бомилькар). Но борьба карфагенян и сиракузских греков, во время которой греки просили помощи то у метрополии, Коринфа, то у царя Эпира, знаменитого Пирра не выявила явного победителя - словом было долго, утомительно, а кончилось по сути ничьей. Ну а дальше был Рим, три войны - в ходе второй Ганнибал как раз едва не взял Рим, и то самое изречение, что в заголовке статьи. В 146 г. до н.э. Карфаген всё-таки был разрушен, как и хотел сенатор Катон-старший и история финикийского Карфагена была окончена.

Но что, если бы Ганнибал взял Рим? Насколько бы изменилась история? Весьма значительно изменилась бы, думается мне, но не так, как видят это сторонники теории о том, что Карфаген занял бы место Рима.

Предупреждение! Далее идёт альтернативная версия истории, ничем не подтверждённая и являющаяся вольными размышлениями автора на заданную тему.

Ну, предположим, что Ганнибал так и не получив подкрепления из Испании, всё же смог убедить итальянских союзников предать Рим, и Вечный город пал. Предположим, что погибли все Сципионы, в том числе и Публий, так много сделавший для того, чтобы свести на нет успехи Ганнибала. Но что же дальше? По легенде Магон, соратник Ганнибал сказал тому, что он умеет добиваться победы, но не пользоваться ею. Известный и талантливый полководец опасен для верхушки Карфагена - вдруг он захочет захватить власть? И ведь в отличии от предшественников, у него это может получиться - Ганнибал успешен и известен, и своими победами избавил Карфаген от врага намного более опасного, чем греки. Вероятнее всего, Ганнибала отзывает карфагенский Совет под надуманным предлогом - например усмирение нумидийских племён и мятежных городов в Африке, которые поддерживали Рим. Его брат Гаструбал переправляется из Испании в Италию, добивать остатки римских сопротивленцев. Сомнительно, что при всей ненависти к Риму, Ганнибал поступил бы с ним так, как поступили с его родным городом римляне в 146 г. до н.э. Вероятнее всего, Рим был бы ограблен, на него наложили бы тяжёлую дань и включили в состав Карфагенской державы. Союзники Карфагена по войне в Италии, италийцы и кельты сохранили бы независимость, однако финансово они бы постепенно попадали во всю большую зависимость от Карфагена.

Итак, каким мы видим Средиземноморье к 212 г. до н.э. после победы Ганнибала:

- если не вся, то большая часть Испании находится под властью Карфагена;

- Рим ограблен и включён в состав Карфагенской державы, как и все те племена италиков, что поддерживали Рим до последнего (хотя в нашем варианте событий их было немного);

- оставшиеся племена Италии организуют некую конфедерацию, не напрямую, но косвенно зависящую от Карфагена;

- галлы Северной Италии так и останутся независимыми, однако будут вовлечены в торговую деятельность с Карфагеном;

- союзник Ганнибала, македонский царь Филипп V избавиться от угрозы с запада, и это развяжет ему руки в дальнейшей борьбе с греческими полисами;

- Сицилия полностью под властью Карфагена;

- Македонский царь Филипп V покорил Иллирию и повёл активную завоевательскую деятельности в Греции, также походы во Фракию в 211-210 гг. до н.э.;

- Царь державы Селевкидов Антиох III Великий совершил свой Восточный поход 210-205 гг. до н.э., как и в реальности восстановив контроль над Мидией, Парфией, Бактрией, Гирканией и заключив союз с индийским царём Софагасеном, таким образом практически восстановив часть державы Александра Македонского. В 205-204 гг. до н.э. Анитох взял прибрежный город Геру в Аравии;

- В войне с Египтом 204-195 гг. до н.э., как и в реальности, Антиох захватил Иудею, киликийское побережье и кусочек Фракии (совр. Болгария).

Итак, как видим к 195 г до н.э. ?

Карфаген - могущественная держава, и полноценный доминант в западной части Средиземноморья, владеющий территориями части современного Алжира, Туниса, Марокко, большей части Испании, Сардинией, Корсикой, Сицилией и центральной частью Италии. Его влияние распространяется на Италию, часть южной Франции и часть Ливии. Также карфагеняне совершают торговые экспедиции вдоль атлантического побережья на север, вплоть до Британии и на юг - до самого мыса Горн. Однако на севере холодно, а на юге - жарко и ввиду того, что экстренной необходимости осваивать эти земли нет, всё ограничивается торговыми интересами.

В Италии Конфедерация италийских племён, формально независима, но на деле - сателлит Карфагена, галлы в Северной Италии. Этруски не подняли восстания против римлян в войне и также как и Рим были включены в состав Карфагенской державы.

В Греции македонский царь Филипп V покорил почти что весь Балканский полуостров, включив в состав своей державы Спарту, греческие полисы, большую часть Иллирии (совр. Албания, Сербия, Хорватия, Черногория и др), большую часть Фракии (совр. Болгария) - ну кроме той, что захватил Антиох III Великий. Во время войны с Египтом Филипп и Антиох были союзниками, однако политические союзы так не прочны, а Филиппу не понравилось усиления Антиоха в Малой Азии и Фракии.

Собственно держава Селевкидов переживает пожалуй наилучший свой период - почти все восточные земли державы Александра Македонского вновь под властью эллинов, Сирия и Иудея, а также часть Аравии во владении Антиоха, ему подчинены города киликийского побережья, остальная Малая Азия была так или иначе подчинена Селевкидам, как и Армения, часть Фракии тоже была в его власти. Можно сказать, что Селевкиды были такими же гегемонами в Восточном Средиземноморье, как Карфаген - в западном, ведь сильного врага в лице Рима у Селевкидов не было стараниями Карфагена. Это активно не нравилось Македонскому царству Филиппа и Египту, где правил Птолемей V. Но больше всего это не нравилось Карфагену, который не напрямую, но поддерживал и подстрекал Египет и Македонию к борьбе с Селевкидами.

Но Египет был слаб, и не мог преодолеть внутренних разногласий. Примерно в 170 до н.э., несмотря на союз Египта и Карфагена (в реальности - Египта и Рима - прим. автора) басилевс державы Селевкидов Антиох IV Эпифан вторгся в Египет и сверг Птолемея VI Филометра, посадив на трон свою марионетку - Птолемея VII Эвергета. Птолемей VI при помощи флота и наёмников Карфагена смог ненадолго вернуть трон, но погиб в одной из битв и Антиох IV уже не заморачиваясь, просто оккупировал Египет. Попытка вести войну на два фронта не увенчалась успехом - так как потомок Филиппа V, Персей III смог отвоевать западную часть Малой Азии, а флот Карфагена был сильнее на море, чем Селевкидский. Пытаться добраться "пешком" до Карфагена было такой себе идеей, поэтому Антиох IV согласился на мир на следующих условиях:

- Селевкиды сохраняют за собой Египет, Киренаику и Кипр;

- Карфаген сохраняет все свои владения (которым так-то ничего не угрожало) и получает огромную компенсацию;

- Македония оставляет за собой запад Малой Азии и Фракию.

Таким образом, господа, при победе Карфагена вовсе не образуется Карфагенская империя, где Карфаген занимает место поверженного Рима. Нет, образуются три местных "сверхдержавы" - Карфагенская (контролирует западное Средиземноморье с Италией включительно), империя Селевкидов (контролирует земли от Киренаики на западе до Персии на востоке, и от Кавказа на севере, до Аравии на юге), и Македонская держава (контролирует часть Малой Азии и весь Балканский полуостров). Мелочь типа Боспорского царства, колоний греков в Причерноморье, разных мелких варварских государств мы в рассчёт не берём. Эти три "сверхдержавы" и будут грызться в борьбе за доминирование, не зная, что над ними уже нависла угроза вторжения варваров. Например разрозненные галлы и слабая Конфедерация италиков вряд ли смогут отразить вторжение германо-кельтской орды кимвров и тевтонов в 113 г. до н.э. - и эти ребята станут большой головной болью для Карфагена. Впрочем, его соперникам тоже рано радоваться - как и всякая империя, Селевкиды при ослаблении власти (а оно произойдёт рано или поздно) столкнуться с сепаратизмом и попытками восточных народов, да и народа Египта тоже, сбросить с себя ярмо. Македонская держава будет иметь дело с варварами с севера - теми же германцами, кельтами, гетами, даками, а позже - с сарматами и роксаланами.

Так что вот как-то примерно так оно бы и было - впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, верно?

Огромное спасибо, камрады, что дочитали этот длинный и несколько занудный рассказ до конца. Если вам понравилось - комментируйте.

-