Найти в Дзене
Пост-правда

«Корпорация счастья». История зарождении русского клубного движения

Запускаем новую рубрику, посвященную литературе о музыке. Здесь мы будем слушать треки и обсуждать события, описные непосредственно в книгах. Начнем с танцевальной музыки. «Корпорация счастья. История российского рейва» - культовая книга известного диджея, промоутера и художника Андрея Хааса. Автор был непосредственным участником и организатором первых рейвов. В книге показано как за пятнадцать лет подпольные питерские вечеринки «для своих» превратились в целую индустрию. К началу 90-х годов рок-музыка уже стала мейнстримом и практически полностью потеряла свою актуальность для молодежи. В мире ситуация была примерно такая же. В Англии эйсид-хаус и техно стали главными жанрами (бушующий Манчестер, Второе лето любви, вечеринки на заброшенных заводах и так далее). Россия же, как это обычно и бывало, немного отставала от остального мира. В конце 80-х в стране не было необходимой аппаратуры, винил с новой музыкой достать было очень трудно, да и денег особо тоже не было. Молодые художн

Запускаем новую рубрику, посвященную литературе о музыке. Здесь мы будем слушать треки и обсуждать события, описные непосредственно в книгах. Начнем с танцевальной музыки.

фото: http://www.sobaka.ru/entertainment/art/86601
фото: http://www.sobaka.ru/entertainment/art/86601

«Корпорация счастья. История российского рейва» - культовая книга известного диджея, промоутера и художника Андрея Хааса. Автор был непосредственным участником и организатором первых рейвов. В книге показано как за пятнадцать лет подпольные питерские вечеринки «для своих» превратились в целую индустрию.

К началу 90-х годов рок-музыка уже стала мейнстримом и практически полностью потеряла свою актуальность для молодежи. В мире ситуация была примерно такая же. В Англии эйсид-хаус и техно стали главными жанрами (бушующий Манчестер, Второе лето любви, вечеринки на заброшенных заводах и так далее). Россия же, как это обычно и бывало, немного отставала от остального мира. В конце 80-х в стране не было необходимой аппаратуры, винил с новой музыкой достать было очень трудно, да и денег особо тоже не было.

Молодые художники и музыканты начали захватывать пустующие питерские квартиры (сквоты), как когда-то делали их немецкие и английские коллеги. Братья Андрей и Алексей Хаасы облюбовали квартиру по адресу Фонтанка, 145 и быстро туда въехали. Слушали ребята в начале 1990 года разную нововолновую и поп-музыку, типа OMD, Dead or Alive или Madonna. Именно видео Мадонны с церемонии MTV VMA вдохновило ребят на костюмированные вечеринки

Братья Хаас быстро познакомились с главными художниками того времени. Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Олег Маслов, Сергей Бугаев-Африка и другие крайне важные представители питерского арт-комьюнити помогали ребятам с аппаратурой, винилом и диджеями. Густав (ранее ударник группы Кино, а после - самый дорогой русский художник) всегда интересовался новой музыкой, именно он активно помогал с освоением хауса и техно. Цою тоже понравились новые музыкальные направления, но он так и не успел поработать в этих жанрах (но все же остались совместные записи с Новыми композиторами).

Одним из первых диджеев, побывавших на Фонтанке, был латвиец Янис Крауклис. Именно из Прибалтики в остальной СССР пришла новая танцевальная музыка. Символом хаус-музыки были англичане The KLF

В России главными электронщиками были Новые композиторы

Особенность русских рейвов была в том, что их придумали художники. Слово «танцпол» по легенде придумали братья Хаас, именно так они и назвали свой домашний клуб.

Не все старые рокеры приняли новую музыку, но некоторые все же были от нее в восторге. Например, Сергей Курехин, фронтмен группы Поп-механика. Ему понравилась хаус-музыка и он временами помогал молодым диджеям с аппаратурой. Еще одними друзьями ребят была группа Колибри, фронтвумен которой была Наталья Пивоварова (играла в Поп-механике).

Со старыми рокерами вообще происходили смешные истории. Они тоже хотели приобщиться к новой танцевальной культуре и посетить знаменитый клуб на Фонтанке, но их туда не всегда пускали. Например, Вячаслава Бутусова развернули на входе, так как он был не модно одет.

Главным лейблом того периода был немецкий Low Spirit. Одним из его идеологов был легендарный диджей Максимиллиан Ленц (WestBam). Гурьянов был с ним знаком и пригласил играть на Фонтанку. В 1991 году он посетит легендарную Gagrin Party

Gagarin Party - культовая вечеринка. С нее началась танцевальная революция в России. До этого в Санкт-Петербурге рейверы провели вечеринку в Планетарии, но именно московская Gagrin Party стала историческим событием, после которой хаус и техно вечеринки стали посещать все подряд - от студентов до коммерсантов. К слову, провели ее тоже питерцы.

фото: https://daily.afisha.ru/cities/12687-vdnh-80-let-vspominaem-kak-v-pavilone-kosmos-v-1991-m-proshel-pervyy-moskovskiy-reyv/
фото: https://daily.afisha.ru/cities/12687-vdnh-80-let-vspominaem-kak-v-pavilone-kosmos-v-1991-m-proshel-pervyy-moskovskiy-reyv/

Некоторые диджеи, игравшие на той самой Gagarin party (репортаж о вечеринке здесь). Eastbam

MC Uncle U

В начале девяностых начинали свои карьеры молодые диджеи Грув и Иван Салмаксов (интервью с ними в «Кафе обломов» тут). Грув во второй половине 90-х начнет заигрывать с попсой, а Салмаксов пропадет без вести. По одной из версий его убили бандиты, которые в те годы поняли, что на рейвах можно зарабатывать много денег.

Ориентиром для электронных музыкантов были Kraftwerk. Хаус-ремиксы на их треки часто играли на вечеринках

Шли годы, людям нужны были новые пространства для танцев. Так в 1993 году появился клуб «Тоннель». В этом легендарном месте играли многие легенды электронной музыки, типа Дидье Сен-Клера

Еще одним трек, игравший в клубах 90-х

Cosmic Baby тоже приезжал играть в Москву и Питер

К концу девяностых - началу нулевых рейвы перестали быть подпольным явлениям. Они стали такой же индустрией, какими были поп или рок-музыка. Первые рейверы устали от тусовок и начали заниматься своими делами - кто-то снова начал рисовать, кто-то уехал за границу, кто-то решил заняться бизнесом, а кто-то, к сожалению, умер. Гурьянов в 2013 году, Владислав Мамышев-Монро в 2013, Салмаксов пропал без вести в 1998 году. В нулевые годы Россия погрузилась в период нефтяного достатка и люкса и для многих вечеринки перестали быть формой протеста. Они стали мейнстримом, попсовым и безвкусным. Но в конце десятых случился ревайвал. В Питере открылось много заведений, где молодежь может укрыться от повседневной рутины и политики. Но вряд ли это все интересно героям книги «Корпорация счастья». Их рейвы уже позади.

Купить книгу можно тут