Где сейчас этот высокомерный швейцар, который недружелюбно смотрел на на нас в турецком отеле? Мы ему не нравились. Ему нравились немецкие туристы. Они не давали щедрые чаевые, нет. Они выглядели богатыми. Успешными. Там в отеле в основном были очень пожилые добродушные немцы, - хорошие люди. Одетые богато, с дорогими часами и в дорогих украшениях.
С ними швейцар раскланивался любезно, подчеркнуто любезно. А на нас смотрел высокомерно. Где он сейчас, интересно? И чем планирует зарабатывать на жизнь? Профессия не очень сейчас востребована...
Где сейчас высокомерные официанты, которые презрительно смотрели на бедных, по их мнению, посетителей? Фитнес-тренер, который издевался в сети над полной девочкой-клиенткой, фотографии ее размещал и опасался, как бы она его не съела? Чем он занят сейчас, интересно? Высокомерно разглядывает фотографии полных людей в интернете? Если ему интернет не отключили... И много еще высокомерных людей из сферы услуг, - где они и что собираются делать?
Надо знать себе цену и не позволять унижать свое достоинство. Это очень важно. Исключительно важное качество личности - чувство собственного достоинства. А высокомерие - это плохое качество, если зарабатываешь в контакте с людьми, оказываешь им услуги. И те, кто умеет нормально выстраивать отношения с клиентом, с покупателем, с другими людьми, - те переживут кризис и поднимутся. А высокомерные - останутся ни с чем. Сейчас будет грандиозный отсев по этому признаку.
Когда все кончится благополучно, - будем на это надеяться, - работу возобновят и заново найдут те, кто выстроил отношения с людьми. У меня есть телефон парикмахера Лены. Я пятнадцать лет у нее стригусь. Когда разрешат, я снова к Лене пойду. У меня есть телефон турагента Ирины. И я снова к ней обращусь. И если уж пойду в кафе, - я редко в кафе хожу, - я пойду туда, где добрый и приятный официант Сергей. Если эти люди потеряют работу, они найдут другую. Потому что с ними приятно иметь дело, вот и все. И я все равно к ним пойду. Они отлично работают.
Многие пожнут плоды высокомерия сейчас, вместе с горькими плодами кризиса. Клиенты поддержат того, с кем установились добрые отношения, от кого не веет странным холодом швейцара в отеле. И вернутся к своим. К тем, кто стал почти другом.
Поэтому так важно устанавливать не только границы, - границы важны. Но и теплые отношения, проявлять симпатию и доброжелательность к тем, кто платит деньги. Да-да, не стоит высокомерно глядеть на того, кто нам платит. Не надо позволять себя унижать, это ясно. Но и смотреть холодными глазами и пренебрегать тоже не надо.
Жаль только, до некоторых это поздно дошло. И даже еще не дошло. Есенин как-то ужинал за границей с Айседорой в ресторане. И официант сказал ему высокомерно, мол, надо же! Я, дворянин и офицер, обслуживаю какого-то мужика. Вот до чего дошло. Вот ведь как несправедлива судьба!
Сергей Александрович спокойно спросил, хотя уже выпивши был: "Вы здесь официантом трудитесь? Ну так обслужите меня поскорее, да и все!". И это правильно. Официант должен выполнять свою работу. А не унижать высокомерно тех, кого обслуживает. Ничего тут обидного нет. Это работа такая. Раз согласился на такую работу, уважай тех, кто за нее платит. Если тебя не оскорбляют и не унижают. И если другого способа заработать ты не нашел.
Стройте сейчас отношения с клиентами и покупателями, пока не поздно. Напишите пару добрых строк. Поддержите. Скажите, что вы их будете ждать. Что это ничего, - что денег пока нет. Потом будут. А пока надо сохранять связи и отношения, проявлять доброе внимание, может, предложить мелкую помощь или добрый совет, - почему бы и нет? Напишите, что мы все это выдержим и переживем. И снова наденем офицерскую форму или костюм официанта, - что захотим.
И все-таки, где сейчас тот удивительно высокомерный швейцар с золотыми пуговицами и в шапке с красным кантом, который скользил по нам ледяным взглядом? Надеюсь, он нашел хорошую работу. Такую, где нет этих раздражающих нищих русских. Где вообще никого нет...
Анна Кирьянова