Фильмы Владимира Меньшова до сих входят в топы любимых кинокартин у подавляющего числа населения России. Сюжеты в них запоминающиеся, герои кажутся трогательными, а ситуации жизненными. Но что изменится, если взглянуть на них с другой стороны?
Фильм, который сделал Меньшова известным не только в Советском союзе, но и по всему миру (выиграл «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм») – «Москва слезам не верит». Картина рассказывает про жизнь и борьбу девушки Кати, которая из-за сложившихся обстоятельств руководствуется по жизни девизом «всё сама». Она учится с ребенком на руках, параллельно работает, и в итоге добивается больших успехов на всех поприщах, кроме отношений. Пока не встречает его – Гогу. Гога представляется зрителям прямо-таки супер-меном: и сумки из магазина носит, и такси до дома оплачивает, и хулиганам задает жару. Но если в советское время маскулинность этого героя восхищала, то сейчас она вызывает только вопросы: он навязывает себя Кате, постоянно подчеркивает жертвы, на которые идет ради нее, вмешивается в воспитание его дочери, а как только он узнает о том, что в карьерном плане любимая оказывается успешнее него – уходит в запой. При этом в фильме все представлено таким образом, будто Катерина сама виновата в произошедшем, и героиня действительно принимает свою вину. Имея такой пример перед глазами, презентуемый создателями, как идеал отношений, многие люди у нас в стране копируют поведение героев, в портреты и поступки которых все-таки стоило бы добавить порядочности и наличие чувства чужих границ.
Тем не менее, успех фильма был феноменален, и на этой волне Меньшов снимает более комедийный «Любовь и голуби». Атмосфера советской деревни, зажигательные танцы, милые спецэффекты – все это сделало картину запоминающейся. Но что же скрывается за оберткой? Трагичная история об измене, сопровождаемая пьянством как главного героя, так и героев второстепенных преподносится как что-то приемлемое в нашем обществе: мать настраивает детей против отца, не оказывает поддержку дочерям, обвиняя их во всех грехах, а сосед готов соврать ради выпивки. Что же именно заставляет нас смеяться, когда мы смотрим на перипетии в жизни семьи Кузякиных? Видим ли мы в этом фильме сатиру на общество и ценности людей 80-х годов, узнаем ли в героях себя?
Таким образом, стоит немного сменить оптику, и вроде бы жизнеутверждающие на первый взгляд картины предстают жестокими драмами, в которых люди от безысходности готовы совершать действия абсолютно не человечные. И отражается в итоге это все на нашем поведении. Мы вдохновляемся героями, подражаем им, и при этом нормализуем те ситуации, которые в которых они оказываются: абьюзивные отношения, в которые попадает Катя, и токсичность, которую проявляют по отношению друг к другу члены семьи Кузякиных. К кино, как и к любому продукту творчества, стоит относится критично, смотреть на изображаемое с разных точек зрения, и, возможно, такой подход изменит вашу жизнь.
Мои предыдущие работы:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e75f6c06b1d4b3bcf1ccf0f/lev-iashin-unylyi-film-pro-velikogo-sportsmena-5e836f4bd421bb7d8627ded3- "Лев Яшин"-
Унылый фильм про великого спортсмена
https://zen.yandex.ru/media/id/5e75f6c06b1d4b3bcf1ccf0f/zaprescennye-sovetskie-filmy-5e7e16a6e76e9e2043c7d0ac- Запрещенные советские фильмы