Найти в Дзене

Триз в дизайне. Современные технологии

Жизнь не для того чтобы ждать, когда закончится ливень. Она для того, чтобы танцевать под дождем!

Сегодня у нас в гостях - Алёна Русакова. Дизайнер с образованием модельер-конструктор, окончила техникум лёгкой промышленности, под кураторством преподавателя – Галина Александровна Артамонова, член союза дизайнеров России, в группе экспериментальных проектов. Галина Александровна развивала в нас способности нестандартного мышления и нетривиального подхода. Благодаря ей, мы создавали креативные разработки не для массового потребления, то что по-настоящему называется эксклюзивом. Используя экспериментальное моделирование, создавала сценические костюмы и одежду для шоу.

Алена Русакова "Вымышленные вещи" креатор
Алена Русакова "Вымышленные вещи" креатор


В 1992 году Участвовала в международном дизайнерском конкурсе Smirnoff, сделала коллекцию, которую в итоге запросило модельное агентство Людмилы Селютиной – агентство нестандартных проектов. На тот момент одно из популярных агентств в России.
Далее на протяжении 11 месяцев работала в компании «Искусница» по созданию женской одежды с использованием национальных мотивов, где разработала несколько коллекций для выставочных модных показов, а так же создала несколько эксклюзивных вещей для личного гардероба частных клиентов. В Компании Искусница, работала сразу после окончания техникума - это 1993-1994-ый гг. За этот год сделала несколько коллекций - для выставки, делали показ моделей - и потом работали в концепции домов моды Парижа - собирали клиентов и для них устраивали показ новых коллекций.

В 1995 году открыла собственный бизнес. Сначала ИП, потом через несколько лет ООО – создала компанию, которая занималась разработкой и изготовлением корпоративной одежды. Тогда ни культуры, ни рынка корпоративной одежды в Новосибирске не было. Основывалась на опыте зарубежных компаний, в частности некоторые идеи были привезены из Чехии. Елена Русакова шаг за шагом создавала и развивала культуру корпоративной одежды в Сибирском регионе. В рамках развития собственно бизнеса – это сначала был небольшой цех, потом производство увеличилось до 25 человек. Компания создавала одежду для Подорожника, Восток-Бейкер, Кока-Колы, Мегафона и др.
Имея уже собственный бизнес, Елена параллельно училась в Институте Лёгкой Промышленности. Обучаться было довольно сложно, т.к. в сотрудники института видели в Елене сильного конкурента. Но не смотря на все сложности, в 2001 г. закончила институт с отличием и создала линию одежды для врачей ожогового центра. Чтобы создать удобную и функциональную одежду для врачей, пришлось практически полностью погрузиться в их работу - присутствовать на операциях в непосредственном ожоговом центре, изучить влияние на психику в разных ситуациях.

Потом изучить все требования - от состава материалов, до цвета комплектов. Основной упор Алёна сделала на удобство конструкции, чтобы ничего не стесняло движений врача во время операции, чтобы он не отвлекался на дискомфорт. Изучила для этого несколько диссертаций по динамическому конструированию - проверила 10 вариантов макетов на наилучшие динамические показатели.
В дальнейшем знания дизайнера-конструктора позволили создавать не только эстетичную, но и функционально удобную одежду.  Елена сама обучала своих специалистов разрабатывать и применять в создании лекал максимально комфортный для пользователя конструктив. Поэтому Компания Алены оставила далеко позади конкурентов, т.к. всегда могла разработать и предложить в одежде новые решения, за которые другие дизайнеры боялись браться и считали это невозможным. Одежда для ресторанов требовала стильной аккуратности и удобства для сотрудников – например, ресторан Макарони, Рок-Сити, IrishPab и т.д.
Благодаря своим знаниям, опыту, навыкам нестандартного мышления и неформатному конструкторскому подходу, Елена стала первой в Новосибирске, кто начал создавать ростовые рекламные куклы. Не закупать готовые, а именно создавать под индивидуальные задачи и потребности заказчиков. Например, для таких крупных ритейлеров, как Мегафон и Кока-Кола. Елена предусмотрела не только проектирование и создание ростовых кукол, но и их сервисное обслуживание.

Первые куклы - для проекта по рекламной компании Мегафон для сибирского региона -  делали большой проект - со множеством - различных видов изделий - сувенирка, одежда, ростовые куклы, подарочные мягкие зайцы, мягкие рюкзаки (один даже у меня остался). Потом пошли большие заказы от различных рекламных агентств, много заказов было от Кока-колы ( у них был новый рекламный проект для фанты - мы делали все персонажи ). Работали отдельно два бутафора.
Следующим этапом в сфере рекламы стали декорации витрин и выставочных стендов. Компания Алены стала первой, кто начал использовать лазерную резку для создания декоративных элементов. Например, для концептуально оформления детского центра КиндерЛэнд.
Когда оформляла площадку для Дня Города - два года подряд - сначала был небольшой декор - но с проработкой сценария и оформления тематических игровых зон,  а потом на следующий год полностью с нуля вся концепция площадки перед Ройял- парком.  Отдельный проект был кукольный театр - написали сценарий, сделали запись полностью всего спектакля, разработали идею и отшили персонажей - сделали декорации в единой концепции всего оформления площадки.  На следующий год еще был большой проект - масленица для Росгосттраха - в заельцовском парке оформление самой площадки, зон активности. И там еще раз отыграли спектакль :)) Дня Города в Новосибирске делали полностью концепцию оформления концертной площадки, где тоже использовали нестандартный подход для изготовления декораций. Основная задача, которую необходимо было решить, - оперативность сборки и разбора декораций, при сохранении их эстетики. Команда Елены полностью разработала конструктив и дизайн нескольких развлекательных городских площадок.


Дополнительным ответвлением в бизнесе стало декорирование витрин. К сожалению, в Новосибирске запросов на данную услугу немного.  Но подход также предусматривает полное погружение в тему проекта и создание единого тематического пространства – сюжетное проектирование истории, которую человек увидит за стеклом. Один из любимых проектов – витрина магазина «Алмазный дом» - создание истории волшебного существа из придуманного мира, которое создает алмазы, выдувая их из своей трубочки) весь проект полностью авторский – проектирование пространства и полностью ручная работа.
Любимый проект – создание костюмов и оформления для шоу для Тату-фестиваля- работа в команде талантливых сценаристов, режиссеров, художников сцены и актеров была просто потрясающей и результат соответствовал – шоу было на уровне шоу «Кракатук».
Большая работа по текстильному дизайну была для базы отдыха компании Дубль ГИС на Алтае в партнерстве со студией «Белый слон».
Большой объем декораторских задач решался для проектов Яны Весовщиковой – в ее работе по созданию событий для различных компаний – один из интересных проектов – вечеринка в стиле Оскар и кино тематики.
За более чем 25 лет работы было много проектов, решающих всегда задачи клиентов – но обязательно с анализом всех проектных задач и поиском наилучшего решения.
Одна из основных принципов Алены в подходе к проектированию -  это методика ТРИЗ, которые Елена применяет своей работе на протяжении 30 лет.  Этот механизм помогает создавать индивидуальные решения для клиента.


В 2018 году Алена Русакова прошла полугодовое обучение в рамках акселератора Fashion Futurum, организованный Палатой Моды при поддержке Агентства Стратегических Инициатив  -  она вошла в 10-ку лучших дизайнеров, которые были приглашены на акселератор Fashion Futurum со всей россии.  Прошла обучение по нескольким темам в области моды и дизайна – в том числе курс по Дизайн-мышление,  брендингу от ведущего преподавателя Британской Школы Пуртова Андрея,  Стратегия разработки имиджа компании от одного из ведущих специалистов России Вишневской Натальи –  еще множества уникальных специалистов в своей области. Далее была участником проекта «Остров 1021» - образовательный пилотный проекта Университета 2015 НТИ. На проект во Владивосток на острове Русский попали люди с инновационным, нестандартным мышлением -  всего 1000 человек со всей России прошли жесткий многоуровневый отбор.
В 2019 году прошла в финал всероссийского конкурса «Инновационный бизнес-навигатор», организованный РСПП и стала победителем конкурса от Новосибирской области. Параллельно прошла обучение в бизнес-школе РСПП в течении 2-х месяцев и получила диплом EMBA.
Затем прошла обучение «Курс фабрики будущего» от Университета Петра Великого в СПб. На курсе получила знания о новых производственных технологиях на основе новых материалов    - новый подход в системе организации производства.


Все это позволяет решать дизайнерские задачи для любой области – в одежде, носимых аксессуарах, больших декорациях, элементах оформления помещения и предметах с проектируемым функционалом, в том числе с элементами умных технологий.
В области интерьерного дизайна разработана коллекция в концепции «Трансформер» -  решение для трансформируемых пространств – элементы предметного дизайна, которые могут адаптироваться под изменяющиеся условия проживания, временное или постоянное добавления участников совместного проживания, зонирование пространства с учетом интересов людей с разными интересами, но проживающих в одном пространстве.  И новая коллекция изделий позволяет легко перемещаться с места на место – многие молодые люди в последнее время стараются жить в съемном пространстве – путешествовать, менять место работы. И Новый проект Алены в области предметного дизайна позволяет не быть связанным необходимостью использовать множество тяжеловесных вещей – а пользоваться комфортными дизайнерскими изделиями, которые решают сразу несколько задач – с небольшой трансформацией.

В области одежды создано несколько разработок -  проект Ability Life «Одежда для маломобильной категории людей» является резидентом Всероссийского проекта «Технология возможностей», прошел стадии от разработки до патентования (получен патент России на конструктивное решение изделия и подан международный патент, получен российский патент на соединитель (система застежки), и разработана система предложения продукции конечному пользователю (в том числе идет процесс вывода продукции на рынок Европы). Подписано соглашение с компанией по уходу за маломобильными людьми, имеющая платформу и интернет-магазин по продаже реабилитационных товаров.
Один из личных проектов – Phoenix&Dragon – основан на истории нашей семьи и наших отношений. Создание коллекции одежды и аксессуаров для мотоциклистов – в первую очередь семей, объединенных общими интересами – путешествия на мотоциклах, использование мотоциклов для жизни в пространстве города и рабочих задач.
Создан стартап-проект  «Умная одежда», который на сегодняшний день Алена развивает также с расчётом на Российский и международный рынок – к проекту уже присоединилось несколько специалистов из Европы и Америки – в качестве менторов и членов команды. Проект развивается в одном из самых трендовых направлений современных технологичных рынков - носимых технологий на базе умной одежды.
Сегодня параллельно стартапу Алена разработала и ведёт собственный курс «Умная одежда» для школьников. Курс построен по всей логике стартапа: от гипотезы до создания готового продукта. В курсе Елена использует принципы дизайн-мышления, ТРИЗовские инструменты – но уже адаптированные под конкретные задачи на основе собственного практического опыта. Задача – создать гипотезу и спроектировать фантастические, несуществующие решения в одежде, научиться эти идеи анализировать и доводить до применения в продукте, который может решать какую-то важную задачу потребителя. Протестировать прототип, проверить с его помощью гипотезы, проработать и создать готовый «продукт». Например, таким образом ребята создали шляпу от дождя для людей с ограничением двигательных функций – прошли весь путь от проработки нескольких гипотез, выбора рабочей и создание конечного прототипа – который решает конкретную проблему отдельной категории людей - людей с различными физическими ограничениями – для людей с ограничениями по зрению и для людей с ограничениями по физическими критериям – плохо работают или заняты руки.

Больше информации об Алене в ее новом проекте Instagram

"Вымышленные вещи"- это проект по созданию эксклюзивных дизайнерских решений в одежде, декоре интерьера и аксессуарах.