В начале нулевых на российском ТВ открывается окно (а точнее, портал) в мир всевозможных девиаций, пошлости и треша - передача "Окна" с ведущим Дмитрием Нагиевым.
"Окна" стали первой передачей в России, где в каждом выпуске была представлена одна, а то и несколько тем "не выше пояса".
Задумка неоригинальна: с 1991 года и по сей день на американском ТВ крутят Шоу Джерри Спринтера - официально худшее шоу в истории (и по совместительству самое кассовое).
Его и скопировал Валерий Комиссаров - создатель "Окон" и, немногим позже, Дома-2.
Дмитрия Нагиева Комиссаров услышал на радио Модерн, и понял: второго такого дерзкого и невозмутимого парня ему не найти. Нагиеву в то время очень хотелось перебраться в Москву, засветиться и обрасти связями, так что на предложение Комиссарова он согласился сразу. Так, в 2002 году, на телеканале СТС открывается портал в психушку - передача "Окна".
Как строились сюжеты выпусков
Роли были распределены следующим образом: герои сюжетов выполняли функцию некоего зоопарка, на которые смотреть и страшно, и смешно. Зрители в зале выступали судьями, раздающим героям диагнозы и вердикты. А ведущий Нагиев был голосом разума и непредвзятости во всем этом балагане.
Большинство эпизодов снимались по такой схеме:
Нагиев приглашает главного героя, тот плюхается на диван и начинает делиться душераздирающей историей из своей жизни. К примеру, "мой муж увлекся медициной и стал пропадать по ночам", "мне 30, а я ещё девственник", "мой жених ушел к другой" и т.д.
Потом приглашается второй герой - субъект жалоб первого, он пытается оправдаться или начинает спорить.
Внезапно появляется третий фигурант дела, и рассказывает, как всё на самом деле. Ну, к примеру, что жених на самом деле гей, и изменяет героине с мужчиной. Тут начинается материшина и потасовка. В неё включается охрана - два рослых парня, присутствующих на каждой передаче, чтобы разнимать драчующихся.
Далее высказываются зрители( делятся они на два типа: тролли и морализаторы), каждому на мнение даётся не больше 10 секунд. Нагиев резюмирует, звучит фирменный звук гонга, начинается следующий сюжет.
Реальные герои или подстава?
Без преувеличения, главный вопрос всех зрителей шоу "Окна". Его десятки раз задавали Нагиеву, на что он невозмутимо отвечал:
Все люди, приходящие в программу, живые и никакого отношения к актерству не имеют.
Наигранность героев объяснялась так: когда простые люди попадают на телек, где куча камер и зрителей, они автоматически начинают выделываться, потому что считают, что тут так принято.
Однако зачастую героям программы действительно "верилось". Уж слишком много в них было неуклюжего, чудаковатого и естественного. Это отмечал и Нагиев:
Как сказал наш великий режиссер Юнгвальд-Хилькевич: «Программу „Окна“ нужно смотреть только потому, что вся страна до сих пор не может понять, подставные там актеры или нет». Вот как так получается, что бабушка, которая «играет» за 500 рублей, делает это более органично, чем профессиональный актер, на которого стыдно смотреть?
Лишь после закрытия передачи официально было признано: шоу подставное, и хоть героев часто и брали "с улицы", в сценарии передачи было прописано всё: от первых слов Нагиева до финальной драки".
Сейчас многих "неподдельных" героев шоу можно ежедневно увидеть по телеку.
Легендарные выпуски
Кажется, за три года существования передачи, в ней было всё: и содержанка, которую папик заставлял имитировать труп, и свободная художница, лепившая скульптуры из собственных фекалий.
Зрителям особенно запомнился выпуск с тогда ещё никому неизвестной Ксенией Бородиной. В нем девушка рассказывает, что готова встречаться хоть с 10-ю мужчинами сразу. А ещё, что теперь она беременна и пытается выяснить, от кого, прямо на передаче.
Но самый фееричным выпуском по праву является сюжет со свадьбой.
В студии планировалось настоящее бракосочетание: наряженная невеста, сотрудник ЗАГСа, всё чинно. Вдруг врывается мужчина в свадебном платье и разрывает брачные документы со словами "Свадьбы не будет!".
Выясняется, что у мужчины была связь с женихом, в чем жених упорно не признается. Тут появляется бывшая жена жениха и заявляет, что гомосексуал в платье - актер, которого она наняла, чтобы расстроить свадьбу. Жених начинает потасовку с актером, к ней подключаются зрители из зала и два бугая из охраны.
Стоявшему в сторонке Нагиеву то же прилетает: кто-то ломает ему нос. Ведущего госпитализируют, и следующие два выпуска Нагиев ведёт из больницы.
Реакция общественности
Надо признать: шоу "Окна" смотрели все: от быдла до представителей интеллигенции. Морализаторы возмущались :"Передача извращает общество! ". Но в гневных тирадах подчас содержалось столько подробностей, что было ясно: "Окна" они смотрят, вот только признаться в этом стыдятся.
Но возмущение нарастало. Дошло до того, что в 2002 году была проведена Социально-психологическая экспертиза. Она постановила:
Поведение участников шоу "Окна" тотально неконгруэнтно,
инфантильно, демонстративно и неконструктивно.
Поведение ведущего было охарактеризовано экспертами как "тотальное ерничанье". Так же был проведен неутешительный анализ тем выпусков:
В общем, вредоносность передачи была подтверждена и документально заверена. Только вот на шоу это никак не повлияло: какая разница, что говорят эксперты, когда рейтинги до небес?
Закрытие передачи
Свернулись "Окна" в 2005 году. Похоронило программу не возмущение общественности, а "устаревание" шоу. Телевидение стало делать ставки на реальные( или по крайней мере, правдоподобные) истории. Подставные и фантастические "Окна" больше не вписывались.
За три года существования передачи было отснято 732 выпуска, рассказаны 2196 взрывающих мозг истории, состоялось 122 драки.
Передача закрылась, но "окна" остались. Из них полезли другие фрик-шоу: Дом-2, Пусть говорят. Многие герои "Окон" перекочевали на главную телестройку страны: Ксения Бородина, Стёпа Меньщиков.
Сейчас у нас есть множество качественных зарубежных и даже отечественных сериалов, в которых половые темы подаются естественно и без треша. Тогда же передача "Окна" была одной из немногих замочных скважин в жизнь людей, которые делают то, о чем обычный человек боялся не только говорить, но и думать.
Мы смотрели на матерящихся и дерущихся фриков и наслаждались чувством, что мы лучше, чем они.
С закрытия передачи прошло 15 лет. Стало ли телевидение с тех пор лучше? Вряд ли. Каждое современное ток-шоу держится на тех же архетипах, вышедших из "Окон". Цирк прилизали, умыли и поставили на поток. Хорошо это или плохо - черт знает. Но надо признать, что настолько сумасшедшего ток-шоу с бесноватыми персонажами у нас уже нет и не будет.
Я только начинаю осваивать Дзен, и это вторая статья на моём канале. В первой статье я писал про двух телевизионщиков - Гордона и Соловьёва.
Ваш лайк или подписка будут для меня отличной поддержкой и стимулом писать новые статьи на интересные темы. Спасибо!