В практике международного образования для художников Royal Academy of Arts в Лондоне, да и во всем мире, есть курс "SELF PROMOTION ". Там учат «с художественных пеленок», как создавать портфолио, как общаться на ярмарках с галеристами, каким образом привлекать внимание, даже если ты просто гость на выставке или фестивале. Но прежде всего там учат самоидентификации.
ПЕРВОЕ: Для художника главное - это его миссия.
Говорят, что успешный сценарий можно написать с помощью 20 слов. Художник должен уметь описать свою миссию одним, максимум двумя предложениями. Например, вы приходите на какую-то арт-ярмарку или в какую-то галерею (хорошо выглядите - это ремарка-напоминание):
Галерист спрашивает: «А кто вы?»
- Я художник.
- А что вы делаете?
Обычно дальше следуют варианты, вроде : «Ну, у меня искусство недоступно для понимания большинства». Или там ... «трансцендентность моих работ ...».
Понимаете, да? У меня достаточно большой опыт работы с художниками. Когда их спрашиваешь прямо, очень немногие из них могут назвать своё кредо, миссию.
Итак, во-первых: вы должны четко прописать свою миссию, и она должна быть отражена на вашем сайте.
Во-вторых, вы должны создать свою презентацию.
ВТОРОЕ: У ХУДОЖНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В презентации (на английском языке) должны быть: фамилия, имя, контактные данные, е-мейл и адрес сайта - внимание! - на каждой странице.
Неизвестно, сколько страниц захочет пролистнуть галерист, на какой он остановится, поэтому нет смысла размещать их только в конце.
В этой презентации должна быть интересно подана ваша биография. Не надо бояться, что у вас нет профессионального образования или первое образование не художественное. Это даже будет более интересно западным кураторам: как человек, который начал не с арт-сферы, а затем к ней пришёл?
В вашей презентации должны быть все серии ваших работ. Не стоит стесняться ранних произведений. Некоторые художники вкладывают в портфолио только последнюю серию. Даже если прошло пять или более лет с момента создания первой серии стоит включить ее в портфолио, возможно, в меньшем объеме, чем новую. Западные галеристы хотят видеть, как художник развивался. Исходя из этого, будет понятно, что ваша последняя серия - не потолок ваших возможностей. В презентации будет отображаться ваша миссия. Здесь весь смысл вашего творчества трансформируется в два абзаца. Никак не больше, никаких специальных терминов.
Не описывайте ваши сны, мечты, размышления и теории - это можно сделать потом, в анонсе выставки, если это портфолио зацепит куратора или галериста. А лучше даже позже, когда люди придут на открытие.
Очень важный момент! Некоторые художники боятся своей уникальности, они думают: лучше я подстроюсь под других, буду создавать радужных собачек а-ля Джефф Кунс, или черепа, как у Дэмиана Херста, или что-то вроде этого.
«Я буду подстраиваться под рынок, и только тогда рынок меня заметит», - это неправильно.
Пост-советские страны - это нишевый рынок. Тот же Sotheby's полтора года назад организовал торги Sotheby's Contemporary East, в которые включил Восточную Европу. Около 80 арт-фондов, которые сегодня работают на рынке, резервируют 10-15% капитала на искусство развивающихся стран. Куда, кроме Восточной Европы, входят еще Китай, Индия и страны Латинской Америки.
ТРЕТЬЕ: У ХУДОЖНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ СТУДИЯ
Следующее - это приглашение людей в студию. Она должна быть, с одной стороны, рабочей, а с другой - готовой к посещению. Инкогнито или открыто Киев посещает огромное количество иностранных кураторов. На Feldman Art Park приехали куратор из Лондона и куратор из Арабских Эмиратов, который формирует коллекцию королевской семьи. Один из первых вопросов - можно ли к кому-то попасть в студию, чтобы, что называется, посмотреть, как художник работает и живет. Это очень важный момент. НЕ игнорирует его, пожалуйста.
ЧЕТВЕРТОЕ: у вас должно быть выставочный опыт.
Тем, у кого персональных выставок не было, скажу заранее, что для художника от 1-5 лет выставочной истории нормально иметь одну персональную выставку в год и три раза принять участие в различных проектах или групповых выставках. Плюс, с третьего года, желательно участвовать в коллаборациях, вроде - «арт и мода», «арт и кино».
Вы должны составить time table. Поставить себе цель.
Например, "Через десять лет я попаду в МОМА" - это нормальный срок для того, чтобы из страны Восточной Европы попасть в мировую обойму, если мы говорим о серьезном уровне.
Вы должны понимать в каком направлении работаете. Вы отслеживаете музеи и галереи вашего направления, те, которые интересуются такими же темами. С одной стороны, это может показаться заоблачным и сложным, а с другой стороны - ничего заоблачного и сложного в этом нет.
Простите меня, дорогие художники, но есть такая вещь, как лень. Те девять художников из десяти, которые через пять лет говорят - «у нас не получилось», не делают вообще ничего. А десятый делает, но неправильно.
Это советы Дениса Белькевича, куратора и арт-диллера из статьи "Как добраться в МОМА", которую в 2015 году я писала для он-лайн журнала Zbruc . Перевод так же мой.
Так же, вам можем понравиться пост
Продай корову - купи камеру. И ещё 5 важных советов от художницы из Африки