Найти в Дзене
MADAME CRITIQUE

"МАМА, Я - ХУДОЖНИК", и что теперь делать? Краткий гайд для начинающих

Оглавление
Жан Мишель Баскиа. Без названия. 1982 год. Фото © EPA/SOTHERBY'S . Известный японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина стильной одежды Юсака Маэдзава в 2017 году на торгах купил эту работу за беспрецедентные для совриска  110,5 млн долларов
Жан Мишель Баскиа. Без названия. 1982 год. Фото © EPA/SOTHERBY'S . Известный японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина стильной одежды Юсака Маэдзава в 2017 году на торгах купил эту работу за беспрецедентные для совриска 110,5 млн долларов

В практике международного образования для художников Royal Academy of Arts в Лондоне, да и во всем мире, есть курс "SELF PROMOTION ". Там учат «с художественных пеленок», как создавать портфолио, как общаться на ярмарках с галеристами, каким образом привлекать внимание, даже если ты просто гость на выставке или фестивале. Но прежде всего там учат самоидентификации.

ПЕРВОЕ: Для художника главное - это его миссия.

Говорят, что успешный сценарий можно написать с помощью 20 слов. Художник должен уметь описать свою миссию одним, максимум двумя предложениями. Например, вы приходите на какую-то арт-ярмарку или в какую-то галерею (хорошо выглядите - это ремарка-напоминание):

Галерист спрашивает: «А кто вы?»

- Я художник.

- А что вы делаете?

Обычно дальше следуют варианты, вроде : «Ну, у меня искусство недоступно для понимания большинства». Или там ... «трансцендентность моих работ ...».

Понимаете, да? У меня достаточно большой опыт работы с художниками. Когда их спрашиваешь прямо, очень немногие из них могут назвать своё кредо, миссию.

Итак, во-первых: вы должны четко прописать свою миссию, и она должна быть отражена на вашем сайте.

Во-вторых, вы должны создать свою презентацию.

Девид Хокни, Диплом, 1957 год. Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его работам. Администрация пригрозила, что не выдаст ему бумагу об окончании. Студент в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). Учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала художник все-таки получил диплом.
Девид Хокни, Диплом, 1957 год. Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его работам. Администрация пригрозила, что не выдаст ему бумагу об окончании. Студент в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). Учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала художник все-таки получил диплом.

ВТОРОЕ: У ХУДОЖНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В презентации (на английском языке) должны быть: фамилия, имя, контактные данные, е-мейл и адрес сайта - внимание! - на каждой странице.

Неизвестно, сколько страниц захочет пролистнуть галерист, на какой он остановится, поэтому нет смысла размещать их только в конце.

В этой презентации должна быть интересно подана ваша биография. Не надо бояться, что у вас нет профессионального образования или первое образование не художественное. Это даже будет более интересно западным кураторам: как человек, который начал не с арт-сферы, а затем к ней пришёл?

В вашей презентации должны быть все серии ваших работ. Не стоит стесняться ранних произведений. Некоторые художники вкладывают в портфолио только последнюю серию. Даже если прошло пять или более лет с момента создания первой серии стоит включить ее в портфолио, возможно, в меньшем объеме, чем новую. Западные галеристы хотят видеть, как художник развивался. Исходя из этого, будет понятно, что ваша последняя серия - не потолок ваших возможностей. В презентации будет отображаться ваша миссия. Здесь весь смысл вашего творчества трансформируется в два абзаца. Никак не больше, никаких специальных терминов.

Не описывайте ваши сны, мечты, размышления и теории - это можно сделать потом, в анонсе выставки, если это портфолио зацепит куратора или галериста. А лучше даже позже, когда люди придут на открытие.

Очень важный момент! Некоторые художники боятся своей уникальности, они думают: лучше я подстроюсь под других, буду создавать радужных собачек а-ля Джефф Кунс, или черепа, как у Дэмиана Херста, или что-то вроде этого.

Balloon Dog oil on canvas 
102 x 143 inches
259.1 x 363.2 cm
© Jeff Koons
1995-1998
Balloon Dog oil on canvas 102 x 143 inches 259.1 x 363.2 cm © Jeff Koons 1995-1998

«Я буду подстраиваться под рынок, и только тогда рынок меня заметит», - это неправильно.

Пост-советские страны - это нишевый рынок. Тот же Sotheby's полтора года назад организовал торги Sotheby's Contemporary East, в которые включил Восточную Европу. Около 80 арт-фондов, которые сегодня работают на рынке, резервируют 10-15% капитала на искусство развивающихся стран. Куда, кроме Восточной Европы, входят еще Китай, Индия и страны Латинской Америки.

 в феврале 2008 года на лондонском аукционе Phillips de Pury за работу Ильи Кабакова «Жук» отдали 5.8 млн долларов
в феврале 2008 года на лондонском аукционе Phillips de Pury за работу Ильи Кабакова «Жук» отдали 5.8 млн долларов

ТРЕТЬЕ: У ХУДОЖНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ СТУДИЯ

Следующее - это приглашение людей в студию. Она должна быть, с одной стороны, рабочей, а с другой - готовой к посещению. Инкогнито или открыто Киев посещает огромное количество иностранных кураторов. На Feldman Art Park приехали куратор из Лондона и куратор из Арабских Эмиратов, который формирует коллекцию королевской семьи. Один из первых вопросов - можно ли к кому-то попасть в студию, чтобы, что называется, посмотреть, как художник работает и живет. Это очень важный момент. НЕ игнорирует его, пожалуйста.

Павел Маков в своей студии, фото Алена Сапонова для УП
Павел Маков в своей студии, фото Алена Сапонова для УП
Одна из моих самых любимых художниц Марина Скугарева в своей мастерской. Фото Константин Стрелец для книги «Почему в украинском искусстве есть великие художницы»
Одна из моих самых любимых художниц Марина Скугарева в своей мастерской. Фото Константин Стрелец для книги «Почему в украинском искусстве есть великие художницы»

ЧЕТВЕРТОЕ: у вас должно быть выставочный опыт.

Тем, у кого персональных выставок не было, скажу заранее, что для художника от 1-5 лет выставочной истории нормально иметь одну персональную выставку в год и три раза принять участие в различных проектах или групповых выставках. Плюс, с третьего года, желательно участвовать в коллаборациях, вроде - «арт и мода», «арт и кино».

Вы должны составить time table. Поставить себе цель.

Например, "Через десять лет я попаду в МОМА" - это нормальный срок для того, чтобы из страны Восточной Европы попасть в мировую обойму, если мы говорим о серьезном уровне.

Вы должны понимать в каком направлении работаете. Вы отслеживаете музеи и галереи вашего направления, те, которые интересуются такими же темами. С одной стороны, это может показаться заоблачным и сложным, а с другой стороны - ничего заоблачного и сложного в этом нет.

Простите меня, дорогие художники, но есть такая вещь, как лень. Те девять художников из десяти, которые через пять лет говорят - «у нас не получилось», не делают вообще ничего. А десятый делает, но неправильно.

Это советы Дениса Белькевича, куратора и арт-диллера из статьи "Как добраться в МОМА", которую в 2015 году я писала для он-лайн журнала Zbruc . Перевод так же мой.

Так же, вам можем понравиться пост

Продай корову - купи камеру. И ещё 5 важных советов от художницы из Африки