На счету тандема Инна Чурикова–Глеб Панфилов немало фильмов. Это тот самый счастливый случай, когда режиссёр нашёл свою музу, а актриса обрела создателя. Первой совместной работой для Чуриковой и Панфилова стала драма «В огне брода нет» (1967), потом было «Начало» (1970), а спустя пять лет появился непростой фильм о сильной, возможно, даже чересчур сильной, женщине – «Прошу слова».
Панфилов вообще любит «женскую» тему в кино, даже в первых двух его лентах именно женщина была в центре. В новом фильме, сценарий для которого режиссёр написал сам,
главной героиней он сделал женщину из послевоенного поколения, чьё становление пришлось на сложные годы, когда страна поднималась из руин.
Возможно, как раз поэтому Елизавета Уварова настолько целеустремлённая, последовательная, увлечённая. Она, конечно, свято верит в светлое социалистическое будущее и делает всё, чтобы его приблизить. А ещё эта героиня по-настоящему счастлива, что люди доверили ей пост градоначальницы и продолжают верить в неё. Та самая уверенность в собственной нужности и полезности (вполне обоснованная уверенность) — это стимул каждый день идти на работу и шаг за шагом двигаться к всеобщему благополучию. Всеобщему, но не личному.
Инна Чурикова, которая играла главную роль, говорила, что с героиней ей не всегда просто было ужиться.
Прежде она представала на экранах девушкой комичной, нелепой, немного странноватой.
Здесь же ей пришлось стать настоящим бойцом, лидером, который должен не только иди вперёд, но и вести за собой других. При этом Панфилов позволял и Инне, и другим актёрам выражать себя перед камерой, но импровизации не приветствовал, а требовал, чтобы все работали чётко.
В немалой степени созданию атмосферу на экране содействовал оператор Александр Антипенко. На предыдущих картинах он создавал большей частью картинку художественную, живописную, нарядную.
В «Прошу слова» ему пришлось перестроиться и стать менее пристрастным, чтобы фокусироваться на персонажах, их словах, действиях, жестах, а не на окружающей обстановке.
Именно по этой причине в ленте так много статичных кадров и средних планов: режиссёр хотел, чтобы зритель видел героев по отдельности и во взаимодействии и сосредотачивался на них.
И Панфилов, и Антипенко добивались идеально органичных кадров, в которых нет ничего лишнего. А съёмкам предшествовали многочисленные репетиции, позволявшие актёрам понять, чего хочет от них режиссёр, и сделать это предельно точно.
Интересно, что проблемы героини Инны Чуриковой актуальности не утеряли, хотя фильм вышел 45 лет назад, а мы давно живём в другой стране. Что важнее: работа или семья? Допустимо ли жертвовать общением с супругом и детьми ради карьеры? И
счастлив ли человек, достигший высот и заслуживший подлинное уважение коллег, но потерявший ребёнка?
Елизавета Уварова из «Прошу слова» думала, что знает ответы. А вы знаете?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296